С 06 по 10 ноября в ДМШ №1 работает лагерь дневного пребывания «Осенняя музыкальная школа». СПЕШИТЕ ЗАПИСАТЬСЯ!!!

Детская музыкальная школа №1 им. Гельмера Синисало Первая музыкальная школа Карелии

 

Наш учредитель

Лучший сайт в сфере культуры и искусства – 2014

Статьи

Рецензии

Проекты

Наши Опросы

Вы довольны качеством услуг школы?
Да
Нет

Результаты Архив

Для оплаты вступительных взносов

Каникулярный график

Информация антитеррористического содержания

Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль.
(Р. Вагнер)

C благодарностью от Alma Mater! (музыкальный репортаж из ДМШ № 1 им. Г. Синисало)

Автор: Дуркина Е
Добавлено: 2011-11-25 21:51:26

19 ноября уютный Малый зал Детской музыкальной школы им. Г.-Р. Синисало принимал гостей по особому случаю. В рамках VII Международного фестиваля фортепианной музыки Стран Баренц-региона «Северое сияние» вниманию слушателей был представлен концерт-презентация молодого композитора Анастасии Сало. На сегодняшний день Анастасия является членом Союза композиторов России, членом Союза композиторов Финляндии, а также лауреатом всероссийских и международных конкурсов, стипендиатом Правительства республики Карелия. Главным объектом презентации стал её двуязычный иллюстрированный сборник фортепианных пьес для детей «Карельское детство» (Издательство «Периодика», Петрозаводск), основанный на материале карельской, вепсской и финской фольклорной музыки. Названия пьес в сборнике следуют на русском и карельском языках. Музыкальные картины в свою очередь сопровождаются красочными иллюстрациями  Ирины Сало и художника-оформителя Анастасии Трифановой, мастерски воплотившей на обложке сборника идею самого композитора. Познакомиться с ним удалось слушателям некоторых городов и поселков Карелии благодаря личной инициативе Анастасии Сало в качестве  презентационного тура. Анастасия с авторским музыкальным визитом посетила за последнюю неделю пять городов и населенных пунктов Карелии, проявив давно забытое самоотверженное желание – пообщаться со своим слушателями.  Практически каждый день, путешествуя на автобусе с раннего утра и до ночи, невзирая на погоду и другие дорожные трудности, композитор в различных музыкальных школах республики представляла юным слушателям сборник и давала мастер-классы по композиции. Концерты прошли в Костомукше, Медвежьегорске, Повенце, Надвоицах и Олонеце. Финальным стал концерт в Петрозаводске. В этот день исполнителями пьес сборника были ученики ДМШ им. Г. Синисало.

Пока собирались в зале гости, исполнители с трепетом ожидали его начала. Генеральная репетиция позади, и как сказала первая учительница Анастасии по фортепиано – Л.В.Хапова, исполнялась музыка на репетиции с уверенностью и удовольствием. И все-таки в последние минуты ожидания концерта находились такие юные исполнители, которые не прочь были ещё и ещё раз отрепетировать свое произведение. Вот так ответственно отнеслись они к подготовке концерта!

Для Анастасии Сало этот концерт стал своего рода экзаменом с особым тонусом, так как ДМШ им. Г. Синисало – это её родная школа, которую она окончила по классу фортепиано в 1997 году. Здесь же Анастасия в течение семи лет преподавала композицию, в разные годы в стенах этой школы она вела сольфеджио, музыкальную литературу. Вот что рассказала о своей давней подопечной Л.В.Хапова: «Надо сказать, что Анастасия Васильевна в бытность свою ещё ученицей, потом и студенткой, всегда очень бережно относилась к карельской, финской национальной музыке. Очень приятно, что она эту любовь к истокам, к народной музыке воплотила в сборнике».

И вот зал заполнен! Родители, родственники и друзья выступающих с интригой ожидали начала концерта. Юные пианисты в строгих почти взрослых костюмах и пианистки в красивых воздушных платьях приготовились знакомить публику с полюбившимися им музыкальными образами. Сама Анастасия так кратко охарактеризовала сборник: он предназначен для детей разного возраста: от начинающих обучаться игре на фортепиано вплоть до студентов музыкальных училищ. Практически каждая пьеса, как сообщила автор, сопровождается иллюстрацией, что может помочь ребенку понять современную музыку.

Первую музыкальную картинку под названием «Рождество наступает…» («Rastavu lähenöy...») представила Маша Хилкова(кл. преп. Т.Е.Насыр). Анастасия решила начать концерт именно с неё, так как скоро-скоро осень уступит своё место снежной зиме, и наступит рождество, а вместе с ним и сказочное настроение, таинственное ожидание чудес и подарков. В сборнике на иллюстрации для этой пьесы изображён снеговик с подарками. Исполнительнице удалось подарить гостям это дивное настроение. Кстати говоря, Мария заняла III место в интернет-конкурсе за лучшее исполнение произведения карельского композитора, который проходил в рамках фестиваля «Северное сияние».

Следующую композицию Анастасия считает самой вкусной, так как называется она «Бабушкины калитки», а это, как известно, традиционная карельская еда. В резюме этой пьесы композитор проявила себя как с музыкально-профессиональной стороны, так и со стороны кулинарного мастерства, разъяснив особенности формы произведения в качестве представленных этапов приготовления карельских калиток. Она ярко обрисовала слушателям картинки суетного раскатывания теста в динамичной озорной первой части, ожидания приготовления калиток, томящихся в печи в медленной второй части и безудержного хоровода детей вокруг готовых ароматных бабушкиных калиток в третьей части пьесы. Попробовать вкусить музыкальные бабушкины калитки помогла Маша Фокина(кл. преп. Т.Е Насыр).

В сборнике Анастасии Сало часто можно встретиться с конкретными персонажами, наделёнными определёнными характерами и манерами. Примером служит «Танец пастухов» («Paimoloin tansi»),который бойко исполнила Катя Бакланова (кл. преп. Т.В.Сергеевой). Образность этой музыкальной картинки не могла не вызвать конкретных ассоциаций: сначала выходят молодые пастухи, а затем ― более опытные. Представление каждой из групп персонажей завершается совместным танцем. На картинке, сопутствующей пьесе в сборнике, изображены два пастуха, играющие на народных дудочках.

Поразившая своей необычайной красотой «Карельская берёза» («Vizakoivu») прозвучала в исполнении Богдана Процука (кл. преп. Н.Н.Чекуровой). Трогательное исполнение этой пьесы не оставило равнодушным ни одного слушателя в зале. Конечно же, это напрямую связано с причудливыми образами карельской берёзы – особым богатством нашего края. Анастасия объяснила, что задача в сочинении этой пьесы состояла в том, чтобы призвать молодое поколение защищать этот удивительный особый вид берёз, любить красоту и неповторимость его и бережно ухаживать за ним.

Пьесу «Каленой, маленой» («Kalenoi, malenoi») композитор представила в качестве единственной в сборнике, которая имеет точную цитату ижорского напева. Она назвала её своего рода обработкой, т.к. мелодия не только используется в том виде, в котором она существовала, когда её пели древние народы, но иногда и претерпевает авторские изменения. Исполнитель – Артур Карванен (кл. преп. И.Ю.Мельник) эффектно преодолел технические сложности пьесы, а также убедительно преподнес непростую с точки зрения музыкального языка архаичность музыки.

Для следующего исполнителя этот концерт оказался дебютом, к тому же ему выпала честь исполнять пьесу, ставшую, по словам композитора и мнениям слушателей, шлягером сборника. Саша Антипин (кл. преп. Н.Е.Орловой) с озорством и без тени волнения исполнил миниатюру «Гномы ищут клад» («Gnomat ečitäh uarrehtu»). Она настолько полюбилась юным слушателям, что у автора появилось подозрение в наличии особого секрета пьесы. Возможно секрет в том, что образ этих гномов всякий раз зависит от того, как юный пианист сам себе представляет гномов: они могут быть большие и толстые или наоборот, совсем маленькие и невидимые. Композитор поделилась со своим пониманием смысла пьесы: клад, который ищут гномы, может быть не только в качестве бриллиантов, драгоценных камней, но и, например, в качестве хороших и верных друзей или хорошего настроения.

Очередным сказочным явлением предстала перед публикой «Избушка на курьих ножках» («Mökki kanan jalloil»). Почему именно избушка? Автор пояснила, что мы очень много знаем именно про образ, часто изображаем именно Бабу-Ягу, а вот про избушку пьес для детей практически нет. Анастасии захотелось изобразить с помощью музыкальных звуков механизм избушки, а именно то, как она может переваливаться с ноги на ногу, поворачиваться. Возможно, кто-то расслышал такое её качество, как вредность. Пьесу исполнила Лида Хаймина (кл. преп. Т.В.Сергеевой).

Погрузиться в мир фантазий гостям помогла пьеса «Мечтательный мотылек» («Huaveilii liipoine») в исполнении Жени Макаровой(кл. преп. Н.Е.Орловой). Её мотылек то словно с удовольствием пригревался у света, то вдруг меланхолично только лишь мечтал об этом тепле и свете.

И вновь перед слушателями предстает персонаж, вот только характер его очень контрастирует с предыдущим хрупким и безобидным мотыльком. «Леший» («Meččähine») в исполнении Малексумы Гусейновой (кл. преп. Т.Е. Насыр) живёт в лесу и пугает всех вокруг.

 «Старинный танец» («Ennevahnalline tansi»)в народных костюмах раньше исполняли на праздниках. Национальные жилетки, юбки, фартучки ― сегодня в повседневной жизни трудно себе представить такое облачение. Всё же в редких деревнях, поселках такие традиции ещё сохраняются. Атмосферу народного праздника искусно передала гостям Кристина Усанкова (кл. преп. Л.В.Хаповой).

Далее в программе прозвучала пьеса, которая, по словам автора, располагает к тому, чтобы и ученик и преподаватель сами подумали о том, каким же содержанием ее наполнить.  «Прелюдия» («Prel´udii») не даёт конкретного образа, она может звучать вступление к чему-либо, или же наоборот отстранение от окружающей действительности и погружение в собственные мысли. Представить свой образ слушателям предложил Максим Вареница (кл. преп. Н.Н.Чекуровой).

После лирической ноты концерта возник очередной подвижный образ. С объявлением названия пьесы «Храбрый муравьишка» («Rohkei kudžoine») от автора последовала просьба подумать о том, каким бы мог быть главный персонаж и что бы он мог делать. А возможность изобразить муравьишку была представлена Жене Петровой (кл. преп. И.Ю.Мельник). После внимательного прослушивания Анастасия раскрыла секрет, показав иллюстрацию к миниатюре: оказалось, что муравей – путешественник, а храбрый он потому, что путешествует по воде, ведь как известно, муравей и вода – несовместимы.

Продолжила сказочную линию пьеса «Сказочка» («Suarnaine») в исполнении Марины Командиной (кл. преп. М.Е. Завьяловой).

Завершающей картиной концерта стала пьеса «Ночное озеро» («Yöjärvi») в исполнении Лизы Кудряшовой (кл. преп. Л.В. Хаповой). Анастасия Сало не случайно решила завершить презентацию именно этим произведением, не смотря на то, что пьеса находится в самом начале сборника. Это первая пьеса, написанная Анастасией для фортепиано, она же является началом профессионального творчества автора. Исполнение Лизы было удостоено II места в интернет-конкурсе за лучшее исполнение произведения карельского композитора, проходившего в рамках фестиваля «Северное сияние».

Под благодарные аплодисменты Анастасия высказала признательность в адрес слушателей, участников и их преподавателей за успешно проведенный концерт-презентацию. Завершила Анастасия Сало авторскую встречу мыслью о том, что самая большая благодарность для композитора ―это исполнение его творения музыкантами с удовольствием!

 

Екатерина Дуркина
(студентка Петрозаводской консерватории
им. А.К.Глазунова)

 

1. Анастасия, позади 6 концертов! Каковы Ваши ощущения? Усталость? Удовлетворенность? 

За 9 дней 6 концертов и ощущение легкости! Поразительно, но усталости нет совсем, разве что совсем немного. Этот проект я готовила почти год. Но некоторые дети получили ноты всего за пару месяцев до концерта. Мне было важно, чтобы музыка из нового сборника дошла до самых маленьких поселков нашей республики. И пусть я побывала сейчас лишь в небольшой части из них, но я уверена, что смогу заинтересовать детей. По-крайней мере, те отзывы, которые я получаю не только от преподавателей, но и от самих детей, меня радуют! Дети довольны, им нравится играть, ярким доказательством служит то, насколько ярко и выразительно они исполнили мою музыку на всех концертах от Костомукши до Петрозаводска. А это самое главное, ведь это мы взрослые можем притвориться, а дети нет, они говорят то, что чувствуют и играют так, какое отношение у них к музыке. Поэтому, с чувством радости я вернулась из поездок.

2. Программа концертов оставалась неизменной или же варьировалась? Были ли особенно запомнившиеся Вам моменты?

Программа была выполнена как была запланирована, за исключением того, что несколько детей заболели и не смогли сыграть произведения, хотя знаю, что все было выучено, и дети ждали с нетерпением концерта. Одним из самых ярких моментов на самих концертах стало то, что я услышала свою музыку в абсолютно разных вариантах. Это так здорово! У одних детей Гномы, например, получились толстечками неуклюжими, у других - они такие шустрые. А вы бы слышали, в какой тишине с замиранием дыхания гости концерта в Олонце слушали «Птицы спят» в исполнении Кати Кабановой. А пьесы «Росинки на радуге катаются», которую сыграла Саша Калинина из Надвоиц я до сих пор под сильным впечатлением! Хотя, я бы не выделяла отдельных исполнителей. Потому что дети еще учатся, сегодня ребенок споткнулся в исполнении пьесы, а завтра сыграет блестяще. Делая ошибки, мы учимся! Друг у друга! И даже скорее я детям советую и наставляю, а дети меня учат! Вообще, с моей стороны не было такой цели, чтобы дети идеально играли. Хотя они меня все поразили своим мастерством! Ведь музыка хоть и детская, но написана современным языком. А дети справились на «отлично». Хотя мне важно было, чтобы для начала они познакомились с моим творчеством, с тем, о чем я им хочу рассказать с помощью музыкальных произведений. А еще детям так интересно играть музыку композитора, с которым можно лично пообщаться и задать вопросы, обсудить само произведение. Ведь многие из них думают, что композитор – это человек, который когда-то давно в другом веке написал произведение, и что сейчас их нет, а уж что композитор лично приедет, чтобы послушать детей – это вообще фантастика.

Если говорить о вне концертных моментах, которые запомнились, то это, конечно, начало тура, когда я опоздала на поезд в Костомукшу из-за того, что застряла в пробке на Лососсинском шоссе и то, как потом догоняла поезд на такси. Мои друзья потом пошутили, мол, мне бы в вестернах сниматься и на лошадях гнаться за уходящим вдаль поедом.

Запомнилась встреча в общеобразовательной школе Костомукши.

А в Медвежьегорске ребята меня буквально облепили со всех сторон, так им было интересно. И еще одна девочка запомнилась, лет девяти, которая тихо сидела на моем мастер-классе, потом сходила на мой концерт, а через полчаса, когда я уже было собралась уходить из школы, она робко зашла в класс и сказала: «А я тут под впечатлением пьесу написала. Послушайте, пожалуйста». Знаете, это как бальзам на душу. Значит не зря я все это делаю. А ребенок, оказывается, сочинил пьеску сидя за партой, без инструмента, просто, как она сказала, у нее такой поток чувств пошел, что все изложила на бумагу. Вот это трогает!

А вот, Повенец, запомнился тем, что всю школу музыкальную там тянут всего два педагога. На них и ритмика, и сольфеджио, и фортепиано, и музыкальная литература. Пообщались интересно, после мастер-класса родилась идея, чтобы старшие дети не просто сочиняли, а писали бы музыку для малышей, тех, кто только начинает играть на фортепиано. Очень просто, но доступно. Такой творческий workshop чтобы получился! И старшим интересно и начинающие подтянутся.

Надвоицы меня избаловали теплым приемом: к моему приезду закали шикарный пирог в виде матрешки. Такой вкусный пирог я не забуду никогда!

Вообще уютно в школе. Поразило оформление зала, где висят картины учащих школы. Выполнено блестяще! А по самому концерту я уже написала выше.

Самой тяжелой в транспортном отношении получилась поездка между Надвоицами и Олонцом, удалось поспать всего 2, 5 часа за двое суток. Но, как ни странно, усталости не было совсем. Видимо улыбки детей – это для меня подзарядка, чем больше их вижу, тем лучше работаю! А один мой друг пошутил: «Эй, энерджайзер, откуда у тебя столько энергии!?».

В Олонце мне удалось попасть в местный краеведческий национальный музей. Узнала много того, чего раньше прошло мимо. Еще приятно, что это один из тех городов, где читаешь надписи, таблички, вывески и на карельском языке. И еще вопрос возник – почему же некоторые местные жители говорят все-таки МегрЕга, а не МЕгрега. И экскурсовод в музее в том числе. Хотя я была уверена, до поездки, что говорю правильно, с ударением на первый слог. Теперь нужно обраться к моим знакомым лингвистам и уточнить.

Ну и, конечно, Петрозаводск. Самое волнительное выступление. Концерт прошел не просто в родном городе, но и в родной школе, где я когда-то училась, а потом работала. Рядом коллеги, ученики, друзья – это большая поддержка, но вместе с тем и чувствуешь, что и относятся они более критично, чем другие.

3. Расскажите о том, как родилась идея устроить гастрольный тур по карельским музыкальным школам?

Идея появилась еще до выхода в свет самого Сборника пьес. Но она созрела в том момент, когда и появилось желание издать свои пьесы. Собственно преподаватели по фортепиано замучили меня вопросом о том, когда же выйдет, наконец, сборник моих пьес. Когда он вышел из печати, я уже знала, какова будет программа его презентации. Школы из районов откликнулись на предолжение о концерте, в основном школы даже сами выходили на меня, узнав, что готовится такой сборник. И это хорошо! Потому что я пишу для детей и хочу, чтобы как можно больше учащихся музыкальных школ имели возможность играть мои произведения. Если я буду просто сочинять и складывать ноты в стол, дети не придут ко мне домой, а значит музыка не найдет своего ребенка. Наверное, раньше композитор мог просто сочинять, отдавать ноты в издательство и не думать о том, как пойдет распространение, но в нынешних условиях я как композитор, хочу сама лично убедиться, что мое творчество дошло до адресата. Более того, такой гастрольный тур поможет мне в дальнейшем при создании новой музыки. Я выслушала мнения педагогов, детей, сама сделала выводы.

4. Судя по афише, концерты в этих школах представляли собой презентацию Вашего сборника для фортепиано «Карельское детство». Возможно, Вы проводили мастер-классы?

Да, в каждом городе и поселке, где я побывала, прошли и мастер-классы. Было важно посмотреть, как обстоит дело с преподаванием композиции, нужна ли помощь, материалы, программы педагогам, какую музыку пишут дети, что им интересно. В Повенце больше говорили об эстрадном жанре, в других городах – казались академической музыки. Так получилось, что ни один мастер-класс не сложился по определенному плану. Были наметки, то о чем я хотела рассказать, но ориентир был на самих детей, их музыка продиктовала в основном план. В Олонце ребята показали очень интересную вокальную музыку, в Надвоицах, Медгоре и Костомукше – фортепианные произведения, ну в Повенце, как я отметила, была музыка ближе к эстрадному жанру.

5. Анастасия, что побудило Вас к созданию детского сборника для фортепиано, было ли это связано с воспоминаниями о Вашем детстве или…

В основном, пьесы связаны с воспоминаниями из детства – «Бабушкины калитки», «Сказочка», «Рождество наступает…». Есть пьесы, на которые меня вдохновили сами дети: «Росинки на радуге катаются», например. А еще было желание написать музыку именно для тех, кто только начинает осваивать игру на фортепиано. Хотя в сборнике 26 пьес и все они абсолютно разного уровня. Я старалась сделать так, чтобы ребенок, взяв в руки яркий, красочный сборник, смог найти в нем пьесу по душе, подходящую его техническим возможностям. Хотя в основном пьесы, особенно для младших школьников, написаны с определенной задачей, освоение пунктирного ритма или работа над техникой всех пяти пальцев одновременно.

6. Расскажите, как Вас принимали дети. Отличалась ли публика разных городов и поселков на Ваш взгляд?

Дети, также как и педагоги, принимали очень тепло. Это чувствовалось с первого захода в зал. Когда я рассказывала между пьесами о содержании музыки, показывала иллюстрации, ребята принимали активное участие, с интересом разглядывали картинки, глаза их горели. Не могу сказать, что им было не интересно. Может быть, по началу, на мастер-классах они немного стеснялись показывать свои произведения, но это дело педагогической техники, пять минут и стеснения нет. А к концу мастер-класса, например, в Костомукше, захотели показать еще и еще.

7. Планируете ли Вы продолжить гастроли за территорией республики в дальнейшем?

Планов много, будут возможности, будут и концерты.

8. Конечно же, сегодня на одном лишь энтузиазме концертное турне реализовать не так легко. Назревает вопрос: была ли с чьей-либо стороны финансовая поддержка для этого проекта?

Финансовые вопросы не обсуждаю. Это всего лишь механизм, хоть и один из главных, без которых не будет работать «машина». Главная поддержка: это улыбки детей и желание педагогов работать с новой музыкой.

9. Оказало ли какое-либо внимание со своей стороны Министерство культуры Республики Карелия?

Я не пыталась привлечь внимание с его стороны, просто туда не обращалась.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Facebook Опубликовать в LiveJournal Tweet This


Оглавление   |  На верх


Страница сгенерирована за 0.033 сек..