Приглашаем на вступительные прослушивания с 5 апреля по 24 мая, каждую среду с 18.00 до 19.30, каждую субботу с 11.00 до 14.00.

Детская музыкальная школа №1 им. Гельмера Синисало Первая музыкальная школа Карелии

 
Концерт
г. Петрозаводск
Детская музыкальная школа №1 им. Синисало
17
мая
2017

Наш учредитель

Лучший сайт в сфере культуры и искусства – 2014

Статьи

Методические статьи

Проекты

Наши Опросы

Вы довольны качеством услуг школы?
Да
Нет

Результаты Архив

Для оплаты вступительных взносов

Каникулярный график

Информация антитеррористического содержания

Ничто не вызывает с такой силой прошлого, как музыка; она достигает большего: когда она вызывает его, кажется, будто оно само проходит перед нами, окутанное, подобно теням тех, кто дорог нам, таинственным и печальным покровом.
(Жермена де Сталь)

Руководство по эксплуатации фортепиано и роялей

Автор: Дмитриев И.Е.
E-Mail: dmitriev.petro@mail.ru
Источник: Европиано
Добавлено: 2007-09-20 22:11:13

Руководство по эксплуатации фортепиано и роялей

 

 Установка инструмента.

 

    Рояль или пианино следует устанавливать как можно дальше от отопительных приборов и окон (по крайней мере не ближе двух метров), и очень желательно так, чтобы инструмент не мог находиться на сквозняке при любых вариантах открытых окон и дверей. По возможности исключите попадание на инструмент прямых солнечных лучей. Нельзя ставить пианино к внешней стене. Расстояние между пианино и стеной (к которой инструмент поставлен) должно быть не менее 7-8 см. 

Условия эксплуатации. 

 

   Наиболее важным условием для рояля или пианино является влажность и её изменения. Релятивная (относительная) влажность должна быть в пределах 42-55%. Для инструментов низкого качества (например, отечественных или довольно старых) влажность устанавливают в пределах 50-60%. Следует избегать резких перепадов влажности и температуры даже в установленных пределах. Температура в пределах 17-24 градусов считается допустимой. Считается, что не следует ставить на рояль или пианино какие-либо предметы.

 

Условия транспортировки.

 

    Никогда не поручайте перевозку рояля или пианино обычным грузчикам и лицам не имеющим специальную подготовку и снаряжение для перевозки именно этих музыкальных инструментов. На большие расстояния рояли и пианино перевозят в специальных контейнерах. При этом в самом инструменте блокируются нажатия клавиш и движения всех элементов механики. На относительно небольшие расстояния (например, в пределах города) допускается перевозить инструмент без контейнера и блокировки. В таких случаях инструмент надёжно крепится к транспортному средству, в случае необходимости устанавливается на специальные рейки или другие приспособления, кантовка не допускается.

 

Настройка, интонировка, сервис роялей и пианино, используемых не в профессиональных целях, при регулярном обслуживании.

 

   Практически в любой инструкции по эксплуатации и обслуживанию рояля или пианино можно прочитать:
При умеренном использовании (не в профессиональных целях) и при условии хорошего состояния, инструмент следует настраивать не реже двух раз в год.

Состояние инструмента определяется, в основном, маркой, моделью, возрастом, интенсивностью и сроком эксплуатации, соблюдением условий эксплуатации, периодичностью и квалификацией обслуживания.
    В инструкциях по эксплуатации (которые обычно прилагаются к паспорту) фортепиано фирм "Scholze", "Rosler", "Petrof", "Weinbach" можно прочитать, что если вы даже не играете на инструменте - его необходимо настраивать, по крайней мере, один раз в год.
    В конце паспортов пианино "Zimmermann", "Ronisch" приведены таблицы, предусматривающие (при умеренной эксплуатации не в профессиональных целях): настройку инструмента - два раза в год, регулировку механики и интонировку - один раз в год.
    В климатической зоне Петрозаводска сложилась традиция производить настройку осенью и весной - спустя не менее одной (лучше выдержать две - три) недели после включения (осенью) и выключения (весной) отопления.
Хотя приведённый выше подход к вопросам обслуживания роялей и пианино может показаться грубоватым, тем не менее, такая точка зрения остаётся наиболее распространённой при умеренной эксплуатации фортепиано не в профессиональных целях.
    Дополнительно инструмент настраивают после перевозки, выдержав некоторое время в новом помещении.
Не реже одного раза в год следует производить чистку инструмента и регулировку механики (эти работы обычно совмещают с настройкой).
    Интонировку проводят только после регулировки и настройки инструмента. Её периодичность слишком сильно зависит от конкретного инструмента и, на мой взгляд, требует индивидуального подхода.

 

Настройка и обслуживание роялей и пианино при нерегулярном обслуживании. Срок службы инструментов.

 

    Если инструмент не настраивался продолжительное время (тем более если была перевозка), то настройка займёт гораздо больше времени (и естественно будет дороже), чем при регулярном обслуживании.

    Это прежде всего связано с тем, что строй инструмента, если его не настраивать, с течением времени ослабевает (причём неравномерно). Необходимо поднять и выравнить строй, и дать ему осесть. То есть требуется предварительная настройка. 

    В некоторых случаях предварительную настройку приходиться повторять. Это связано с тем, что при значительном изменении натяжения одних струн, меняется натяжение других струн (неодинаково и зависит от конструкции /в основном мензуры/ и состояния данного инструмента).

    Довольно часто, чтобы произвести настройку за один раз, предварительную настройку делают с завышением строя, так, чтобы после осадки получить приблизительно номинальное натяжение всех струн. Но сделать это грамотно может только опытный и квалифицированный специалист, т. к. завышения строя производится неравномерно, по довольно сложной схеме, требует постоянного контроля за реакцией инструмента и сильно зависит от конкретного случая.

    Сильные перепады напряжений при неправильном подъёме строя (в частности, перепады касательных и тангенциальных напряжений в вирбельбанке и в раме) могут сильно повредить ваш инструмент. Последствия, скорее всего, скажутся не сразу. Поэтому, к сожалению, многие настройщики (особенно работающие на "бытовом" уровне - музыкальные школы, дома культуры, некоторые театры и т. п.) не предают этому значения.

    Даже если настраивать инструмент на том уровне на котором он оказался с течением времени, не поднимая строй, или строй почти не требуется поднимать (он остался приблизительно на своём уровне) всё равно может понадобится больше времени, чем обычно, т. к. изменение строя неравномерно и требуется его выравнивание.

    Естественно после длительного перерыва в обслуживании инструмента, регулировка, интонировка и другие сервисные работы также займут больше времени.

    Настройка рояля или пианино после длительного перерыва менее устойчива, чем при регулярном обслуживании (это касается и результатов других сервисных работ, но в меньшей степени). Поэтому лучше повторить настройку через некоторое время (обычно это 1-2 месяца).

    Фортепиано (рояль или пианино), к сожалению, имеют очень небольшой срок службы (в отличии, например, от скрипки, виолончели...). Это связано и с механической частью инструмента (узлы механики быстро изнашиваются), и с большими нагрузками (у пианино только суммарное натяжение струн составляет около 20-ти тонн и больше, у роялей - доходит до 40 тонн), и с конструкцией деки, и с другими особенностями этих инструментов.

    В официальном издании EUROPIANO (Европейского пианистического союза) - в Атласе номеров фортепиано (роялей и пианино) - в таблице определения стоимости подержанных инструментов можно видеть:

1) инструменты низшего класса полностью обесцениваются после 10-15 лет эксплуатации
2) низкого класса - после 26-30 лет эксплуатации
3) среднего класса - после 31-35 лет
4) высокого класса - после примерно 60 лет
5) инструменты высшего класса полностью обесцениваются после 70 лет эксплуатации
(разумеется к высшему классу могут относиться только рояли /в основном концертные/)
    Конечно, следует учитывать, что здесь идёт речь именно о сроках эксплуатации, а не о сроках, например, хранения. Но для некоторых элементов конструкции роялей и пианино почти не имеет значения (в смысле их износа) играете вы на инструменте или нет. Например, трещины в деке возникают от несоблюдения температуры и влажности и мало зависят от игровой нагрузки. То, как фортепиано держит строй - в первую очередь определяют: квалификация настройщика, качество используемого им настроечного ключа и соблюдение условий эксплуатации.
    Пренебрежение обслуживанием и условиями эксплуатации рояля или пианино сильно сокращает его (и без того небольшой) срок службы. Но не только это. На инструменте, который плохо настроен, отрегулирован, проинтонирован..., крайне затруднительно отрабатывать правильную технику, динамические оттенки, разучивать новые произведения..., и вообще играть. При этом, безусловно, портится слух. Особенно это важно в период обучения.

    Многие из-за плохого качества и/или состояния своего инструмента теряли интерес к занятиям музыкой. Особенно дети. Если из-под нажимаемых клавиш раздаются сомнительные (в лучшем случае неэстетичные, а порой откровенно фальшивые) звуки, то вряд ли кто-либо (особенно в юном возрасте) возымеет большой интерес к музыке. Не у многих хватит терпения упражняться или играть на инструменте, когда клавиши нажимаются с разным усилием, опускаются на разную глубину, дают разные интонации звука, имеют люфт и т. д. и т. п. Кстати, из-за этого намного дольше приходится разучивать те или иные музыкальные пассажи (особенно скоростные, которые могут вообще не получаться или периодически сбиваться).

    Сервис при профессиональном использовании инструмента - некоторые положения.

     Если подробнее обсуждать вопрос обслуживания роялей и пианино, то следует учесть, что частоту настроек инструмента (а также объём и продолжительность проводимых работ по обслуживанию инструмента) определяют следующие основные факторы:

1) конструкция и состояние вирбельбанка и то, как хорошо инструмент держит строй
(разумеется, при нормальном общем состояние инструмента)

2) микроклимат и (в большей степени) его изменения

3) интенсивность использования инструмента

3) любые перемещения инструмента (перестановки, транспортировки, кантовки
/последнее лучше избегать/)

4) качество и периодичность предыдущих настроек, а также других работ, связанных с
обслуживанием инструмента (в частности, замена вирбелей /колков/, замена струн и т. п.)

    Лучше всего решать вопросы обслуживания инструмента с мастером, разумеется, после осмотра вашего рояля или пианино.

    При профессиональном использовании роялей, настройку производят перед каждым концертом, записью и даже репетицией. Бывают случаи, когда необходимо произвести настройку (перестройку) рояля или роялей во время концерта.

     Существует несколько типов настроек. Их применение зависит от исполняемых произведений, акустических характеристик зала, конечно же, от самого инструмента, исполнителя, а при записи и от записывающей аппаратуры (в основном здесь важно учесть схему расположения микрофонов и их характеристики).

И в заключение этого раздела - всего лишь один совет:

    Постарайтесь найти квалифицированного фортепианного мастера, который бы уделил достаточное внимание вашему инструменту и взял бы его на постоянное обслуживание. И узнайте у вашего мастера, к кому вы можете обратиться в его отсутствие.

Вопросы о расценках и что желательно сообщать об инструменте при вызове настройщика.

    Определить точно цену (и затрачиваемое время) на настройку, как правило, можно только при регулярном обслуживании и при условии хорошего состояния инструмента, когда не требуются дополнительные операции.
    В остальных случаях можно говорить о предполагаемой минимальной и максимальной цене. Но для этого необходимо предоставить достаточную информацию об инструменте.

    Иногда бывают случаи, когда сервис какого-либо инструмента экономически не оправдан. Поэтому я всегда предоставляю возможность отказаться от настройки и других работ, оплатив только консультацию.

    Цена за консультацию зависит исключительно от месторасположения инструмента и её всегда можно узнать точно.

    Если Вы хотите получить наиболее конкретный ответ о цене, постарайтесь предоставить, при оформлении заказа, следующую информацию:
1. Марка инструмента
2. Год выпуска (если не знаете, посмотрите серийный номер)
3. Когда и кем инструмент настраивался в последний раз
4. Была ли перевозка после последней настройки
5. Если был ремонт, сообщите об этом.
6. Имеются ли какие-либо дефекты - например, западание клавиш и т. п.
7. Как часто и в каких целях используется инструмент

Контакты

Воспользоваться услугами насторйщика можно позвонив мне по тел: 8-911-401-24-25 или связаться по email: dmitriev.petro@mail.ru и isq: 470-025-781

Дмитриев Илья Евгеньевич

Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Facebook Опубликовать в LiveJournal Tweet This


Оглавление   |  На верх


Страница сгенерирована за 0.039 сек..