Навигация
Видео-конкурс [4]
Очарованье струн певучих... [8]
Онежская волна [2]
Скоморошина [1]
Северное сияние [11]
Серебряные звуки [2]
«Здоровье и музыка — детям» [1]
«Эфа» [2]
Классика и современность [1]
«Джаз-карнавал» [2]
«Семейные ансамбли» [1]
«Детская Парадигма» [1]
Фестиваль творческих работ по музыкально-теоретическим дисциплинам [1]
НеТихий час [1]
Детская конференция [1]
Городской фестиваль кларнетистов [1]
Рождественская звёздочка [1]
Гиперборея [2]
Городской фестиваль саксофонистов [1]
Видео трансляции [2]
II городской – открытый конкурс юных музыкантов исполнителей на духовых и ударных инструментах [1]
Учитель-Ученик-Музыка [1]
Осенний этюд для Cello, Basso [1]
Республиканский открытый конкурс гитаристов [3]
Юный музыковед [1]
NEW STARS-5 [1]
Маэстро аккордеон [1]
Человек музицирующий 2018 [1]
Птица певчая 2019 [1]
Я пою о России [1]
События 2019 [2]
Джаз-карнавал [0]
Птица певчая 2020 [1]
Очарованье струн певучих... [8]
Онежская волна [2]
Скоморошина [1]
Северное сияние [11]
Серебряные звуки [2]
«Здоровье и музыка — детям» [1]
«Эфа» [2]
Классика и современность [1]
«Джаз-карнавал» [2]
«Семейные ансамбли» [1]
«Детская Парадигма» [1]
Фестиваль творческих работ по музыкально-теоретическим дисциплинам [1]
НеТихий час [1]
Детская конференция [1]
Городской фестиваль кларнетистов [1]
Рождественская звёздочка [1]
Гиперборея [2]
Городской фестиваль саксофонистов [1]
Видео трансляции [2]
II городской – открытый конкурс юных музыкантов исполнителей на духовых и ударных инструментах [1]
Учитель-Ученик-Музыка [1]
Осенний этюд для Cello, Basso [1]
Республиканский открытый конкурс гитаристов [3]
Юный музыковед [1]
NEW STARS-5 [1]
Маэстро аккордеон [1]
Человек музицирующий 2018 [1]
Птица певчая 2019 [1]
Я пою о России [1]
События 2019 [2]
Джаз-карнавал [0]
Птица певчая 2020 [1]
Отчёт детской музыкальной школы
Положение о защите персональных данных
аудио упражнения по вокалу скачать
отчет о работе музыкальной школы
техника вокала
вокальные упражнения
Положение об оплате труда с 1 апреля 2009 года
скачать учебный план в музыкальных школах
методическая работа фортепианного отделения
Методические разработки уроков
Настройка фортепиано
download Скачать бесплатно
Видео конкурс
Подать заявление в школу онлайн
Фортепиано
Вокал
Гитара
Флейта
Кантеле
Конкурсы
Образование
Фестивали

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльми, способствует полету воображения...
(Платон)
В КЛАССЕ РОЯЛЯ
Автор: Натан Перельман E-Mail: mmv@cityline.ru Источник: Добавлено: 2007-10-20 13:54:17 |
Короткие рассуждения
Часть 6.
В защиту миниатюры.
Миниатюрность формы – максимальность содержания. Примеры: Шопен. Прелюдия до минор №20 (12 тактов); Шопен. Прелюдия ля мажор №7 (16 тактов).Максимальность формы – миниатюрность содержания. Примеры подберите сами.У искусства много способов овладевать душами. Оно: вторгается, проникает, согревает и леденит, пронзает, ранит и излечивает, тревожит и успокаивает.Все это оно доверило и вам, пианист.Если авторский метроном не соответствует вашим исполнительским особенностям, ищите “свой”, благоприятствующий вам и не искажающий сочинение. Это может задеть авторское самолюбие, но звучащему сочинению пойдет только на благо.Ключи от всех богатств исполнения на фортепиано держите крепко в левой руке.Три ипостаси паузы в Полонезе es-moll Шопена:- в es-moll – пауза-озноб,
- в Des-dur – пауза-решимость,
- в H-dur – пауза-растерянность.
У Мартинсена мудрая аппликатура, у Шнабеля – мудреная.И вдохновенье – результат самых прозаических усилий.Чтоб трепет вашей души достиг ушей слушателя в piano-pianissimo – напрягите кончики пальцев и мышцы… живота. Да! Да!Багатели Бетховена – музыкальный театр миниатюр.Артистизм исполнителя – уменье перевоплощаться, а не перевоплощать.Гениальные творения зодчества разрушаются под воздействием беспощадного времени. Гениальные творения музыки – под воздействием беспощадного исполнения.Чувство меры в искусстве – индульгенция!Руки этого пианиста обращаются с фортепианной клавиатурой, как с клавиатурой пишущей машинки. Вдохновенье минимально, зато точность максимальна.Простоте в искусстве противостоит не сложность, а вычурность.У Шопена, Шумана, Шуберта лиги чаще всего – рудименты. У Бетховена они – мощнейшие орудия членения и выразительности. У Брамса – родовой цыгано-венгерский признак; вспомните “рыдающие” лиги в скрипичной сонате d-moll.Кощунство в обличье новаторства – способ конспирации.Педали нужны не привередливые, а умные уши.Гульд играл спорно, но так, что нам, слушателям, было не до спора.Моцарт украшал пустые пространства своих мелодий импровизированными пассажами. Он и не подозревал, что для нас, потомков, эти “пустоты” будут чудесами наполненности.Среди прекрасных драм Брамса то и дело попадаются чувствительные мелодрамы. Ради бога, не облагораживайте их.Секвенции легче сочинять, чем исполнять.А судьи кто? Спе-ци-а-лис-ты!!!Гульд не открыл Баха. Это Бах открыл Гульда. До чего же Бах скуп на открытия!Пестрота фактуры – постоянная угроза стабильной пульсации; у Шумана, более того, постоянный призыв к лихорадочной пульсации.Есть пьесы, которые по привычке заковываются в тактовые кандалы. Думаю, что “Вещая птица” Шумана, загнанная в тесную тактовую клетку, ничего путного не напророчит. “Отворите ей темницу”… и она напророчит вам блаженство. Доверьтесь ей!Между прочим, у этого фальшивого музыканта я не обнаружил ни одной фальшивой ноты.Пауза – не гильотина для педали.Исполнение несовершенных по форме сочинений гениев – своего рода духовный альпинизм. Гималаи тоже несовершенны по форме, поэтому, очевидно, восхождение на них затруднено и не всем доступно.Динамика – не причина, а следствие.Избегайте редакторов-дизайнеров (среди них Бруно Муджеллини, Игнац Фридман, Эмиль Зауэр и многие другие.)Концертная площадка – не кафедра, не эстрада, не арена. Она – сцена театра музыки. Это определение не принижает музыку и не возвеличивает театр. Оно напоминает, что одним из очень важных элементов исполнения музыки является театральность: зримость (жестикуляция, движенье), изменения “освещения” (светлый звук, тусклый, яркий, сумеречный), монологи, диалоги, массовые сцены (полифония), и наконец, сам актер музыки (исполнитель). Ничего, что конец XIX века и ХХ век не только вернет обязательную зримость и объемность музыки, но сделает ее, надо думать, более впечатляющей, неотразимой и… обязывающей.Не обрушивайте на первый секстаккорд 17-й сонаты Бетховена такую глыбу вдохновения! И на си бемоль мажорное трезвучие II части – тоже.Трактат о простоте? Пожалуйста: надо играть сложно минус манерно – это и будет просто.Самозабвенное исполнение ни о чем не должно забывать!В неумеренном употреблении diminuendo есть нечто, напоминающее назойливую вежливость китайцев.Пышущая здоровьем симметрия – удел церемониальной музыки; мнимая симметрия, таящая в себе взрывчатую силу асимметрии – частый удел большой музыки.Гениальные совершенные сочинения требуют сурового аскетизма толкований и фантазии (сонаты Моцарта, Бетховена). Гениальные несовершенные сочинения нуждаются в отважно-находчивой фантазии, способной не только находить, но и камуфлировать их несовершенства.Метроном – аппарат для нарезания ровных ломтиков музыки.Любовь к исполняемому без любви к своему исполнению сродни любви платонической.Время в музыке – элемент стиля. При полном тождестве темпа и метронома время у Бетховена не похоже на время Шуберта, время Баха – на время Моцарта, время Шостаковича – на время Прокофьева и т.д.Повторенье без накопленья – мачеха ученья.Пианисты, уберите левую ногу подальше от левой педали и обопритесь на пальцы левой ноги. Корпус получит свободу маневра вправо-влево.Fortissimo быстрого пассажа получается из 98% piano и 2% mezzo forte, помноженных на быстроту.Рассуждая о прекрасном, следовало бы избегать двух крайностей: некрасиво-понятных слов и слов непонятно-красивых.Мы, пианисты, не архимеды, одной точкой опоры нам не обойтись.Пишите трактат о первом пальце правой руки так, чтоб оставшиеся девять пальцев трактовались уже без вашей помощи.Дебюсси – гениальный изобретатель огромной музыки, умещающейся в жилетном кармане.В искусстве неустойчивые предрассудки лучше устойчивой рассудительности.Умышленная невнятность в музыке, литературе, живописи – удобная маска. Поди разберись, что под нею.Ничего серьезнее жующей коровы не знаю.Пианист играл ВСЕГДА серьезно, но вот авторы – Бах, Моцарт, Бетховен – НЕ ВСЕГДА были серьезны.Некоторые считают, что штрих staccato и все виды пауз (а их множество) обречены на пожизненное беспедалье. Педальная засуха поражает преимущественно классиков, и в первую очередь Бетховена. Примеры: 10-я соната, рондо G-dur, II часть 27-й сонаты и многое другое.Legato – не штрих, а состояние. Понятие “штрих” начинается с portamento, обрывается на pizzicato. Дальше идти некуда.Ради бога, не играйте Бетховена “тихо”.Добавление к определению “гений” – всегда вычитание. К имени Моцарта ничего добавлять не надо.Скупые динамические указания классиков – обильная пища для толкований. Обильные указания современных авторов – готовые пилюли толкований.В надклавиатурном пространстве обитают ангелы штрихов, демоны динамики, духи вдохновенья и повелители расчленений; подклавиатурье – резиденция бога legato.Зачем вы играете forte 27-й сонаты Бетховена в мужском наряде, а piano – в женском? Не путайте! Это не любовный диалог, а драматический монолог.Не забывайте, что кроме многоуважаемой полифонии существуют не менее уважаемые моно- и диафония. Они тоже достойны изучения.Канонизация одного исполнителя тормозит развитие многих исполнителей и одуряет массу слушателей.Бездарностей с плюсом не бывает, и потому они не опасны, а вот таланты с минусом бывают – эти и опасны и заразительны.Испанский “знойный” звук на рояле достигается каким-то “гибридным” способом: легатно-тенутно-вибратным прикосновением.У tenuto и legato, казалось бы, одна цель – связность. Но это разные “связности”. Первое добивается цели независимостью каждого звука, а второе – подчинением слабого сильному.Не экономьте, а разнообразьте движения рук: они сродни гипнотическим пассам и им вверена исполнительская власть над музыкой и над аудиторией.Играйте Моцарта закругленно-атакующими пальцами, Шопена – ползуче-змеиными.Опровергайте – это закаляет!Создается впечатление, что рецензисты слышат недоступные нормальному слуху ультразвуки.Ограничив себя задачей, вы сразу совершили первую и непоправимую ошибку.Устойчивая серьезность – симптом болезни фантазии.В “храме искусства” ведите себя как неверующий.Предел forte – в руках исполнителей, предел piano – в ушах слушателей.Оберегая вульгаризмы гениев от грубости, вы превратите их в вульгарности. Вульгаризмы гениев не нуждаются в реабилитации.Чтобы надежно уберечь четырехдольность от незаконного переползания в двудольность, бдительно следите за поведением в ней второй доли.Учите, пока не влюбитесь в сочинение, влюбившись…продолжайте учить.В отличии от языка речи, умеющего многое скрыть. Язык музыки умеет все раскрыть. Но это трудный язык, требующий не просто понимания, а – если воспользоваться модной нынче приставкой – инфрапонимания.Думаю “длинно”, рассуждаю коротко.Вокруг трезвучия d-moll развернулась драматическая борьба между слигованными, триольными и ровными восьмыми. Это случилось в 17-й сонате Бетховена.В который раз, возвращаясь, попадаю на пепелище своей трактовки. Ну сто ж, начну сначала.Всего больше следует ценить в артисте проникновенность, это неуловимое артистическое “нейтрино”.Алтайские шаманы не называют свои ритмы современными, они просто шаманят. Рассуждая о прекрасном, избегайте красивых слов, без них прекрасное рельефнее.Модуляция-сюрприз не застала меня врасплох, я успел почтительно представить ее слушателям.После блужданий и мытарств камерная музыка вернется в дивную обитель согласия – в струнный квартет.Не совершенствуйте совершенное сочинение, совершенствуйте себя.Играя Бетховена, восхищаешься совершенством музыки, играя Шуберта, восхищаешься ее обильными несовершенствами.Бойтесь, бойтесь знатоков – они все знают!Минорное Allegretto склонно к дремотному темпу. Встряхните его магическим словом “трепетно”, не меняя темпа, - дрему как рукой снимет!Мудрость – усталость ума.Играя веселое – будьте веселы, это необходимый грим души.У вас верхний голос – “глас поющего в фактурной пустыне”.Вокруг подлинных гениев кружатся, толпятся, падают и подымаются мысли… и нет этому конца; вокруг выдуманных гениев вертится нескончаемая словесная карусель.Ах, эти каноны! Нет сонатного Allegro в 17-й Бетховена! Есть трепетная Фантазия с удивительными речитативно-педальными причудами.Печально, когда чарующие безумства артистической молодости завершаются бурно восхваляемым безумием артиста в старости.Воспоминанья подобны терриконам, в их шлаке иногда таятся крупицы драгоценных незамеченностей.Исполнение было лишено необходимого темпового и звукового комфорта.“Глубокие” мысли извольте сами извлекать на поверхность, освободите нас от этой непосильной работы.Играя на рояле флейту, не сидите в “контрабасной” позе.Бетховен не rubat’ный аскет, романтики не rubatn’ные щеголи!Контрасты Шуберта: то пой его, как птица на воле, то замкнись в его золотой ритмической клетке и – ни-ни!Аккорды, что в XIX веке для “нежности” арпеджировали, в преддверье XXI века играйте вместе.Знаки препинания в музыкальной речи независимы от ритмической арифметики.Знаками препинания, этими перлами логики члененья и выразительности давно пора вооружить нотописание и музыкальную речь. Однако…В искусстве можно придумывать и выдумывать, если хорошо подготовлена опора для приставок “при” и “вы”.Если бы природа проявляла свой темперамент подобно расплодившимся ныне “темпераментным” виртуозам, все живое давно было бы сметено с лица земли.Азбука исполнения полифонии – синхронность.Тональность – хамелеон, перенимающий цвет интонации.Две крайности у Шуберта: 1) магия АБСОЛЮТНОГО однообразия ритма и темпа, и 2) магия АБСОЛЮТНОЙ ритмической и темповой свободы.Эти магии нуждаются в третьей: в магии уместности.Контраст – не обязательно столкновение громкого с тихим, быстрого с медленным, а возможное столкновение разных идей при абсолютном сходстве динамики и темпа.Педаль с душком!Не только мы ищем все новое, с неменьшей силой новое ищет нас.Глупость – великолепный катализатор здравомыслия.На смену модному когда-то угодливо-салонному исполнительству явилось модное нынче угодливо-стадионное. Но вечно лишь своевременное, ибо оно не угождает, а откликается.Не единым легато живы мазурки Шопена; здесь раздолье штрихам, жестикуляции, интонации – этим укротителям бесшабашного ритма.Исполнительский аппарат пианиста расположен на пяти уровнях:Аппликатура – запоминающее устройство.
- мозг
- уши
- сердце (или “душа”)
- кончики пальцев рук и
- благодатная правая нога.