Приглашаем на вступительные прослушивания с 5 апреля по 24 мая, каждую среду с 18.00 до 19.30, каждую субботу с 11.00 до 14.00.

Детская музыкальная школа №1 им. Гельмера Синисало Первая музыкальная школа Карелии

 

Наш учредитель

Лучший сайт в сфере культуры и искусства – 2014

Статьи

Методические статьи

Проекты

Наши Опросы

Вы довольны качеством услуг школы?
Да
Нет

Результаты Архив

Для оплаты вступительных взносов

Каникулярный график

Информация антитеррористического содержания

Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе.
(Ральф Уолдо Эмерсон)

Стили педагогического общения.

Автор: Зам. директора по методич
E-Mail: dmitriev@snw.ru
Источник: ДМШ №1 им. Г.Синисало
Добавлено: 2008-03-27 23:33:11

Одним из важнейших требований к профессии педагога – четкость его социальной и профессиональной позиции, которые отражаются на стиле его педагогического общения. 

В стиле педагогического общения отражены коммуникативные возможности педагога, его отношения с учащимися, общая культура.

Учитель – компьютер.
Его пьедестал – компетентность. Он требует от учеников знаний, информаций, фактов. Это вещатель с каменным лицом, произносящий прописные истины. Он считает, что не только в обучении, но и в воспитании главное – компетентность. Если ею кто-то обладает, так это он сам. Его речь богата безличными предложениями: Все знают, что…», «Говорят…», «Есть мнение…» и т.д.»). 
Это закрытый, холодный учитель.  
Результат такого стиля учительского поведения: снижение уверенности в себе учеников, отсутствие у них положительных эмоций на уроках   (особенно страдает самоуважение тех учеников, которые встречают затруднения в овладении предметом) и, в конце – концов,  наступает снижение мотивации к занятиям этим предметом, даже отвращение к нему, несмотря на то, что учитель все делает « ради своего предмета».
Учитель – мученик. 
Его  «пьедестал – бесконфликтность. От учеников он ожидает послушания.
Он хочет только служить другим, идет на большие жертвы ради пустяков и всегда выступает с позиции миротворца. Больше всего он боится конфликтов, испытывает постоянное чувство вины и взваливает на себя чужую работу. По сути, он все время избегает душевного напряжения.
Его позиция пагубна для детей: одних учеников она постоянно провоцирует на манипуляцию учителем, у других формирует страх возникновения проблем.
Учитель – начальник.
Его пьедестал – власть. От учеников он требует, прежде всего послушания. Он похож на тирана, который постоянно подчеркивает свою силу, все на свете знает и считает себя образцом добродетели. Такой педагог единолично решает все вопросы, не позволяет учащимся проявлять инициативу – она отвергается, отрицается; существует непонимание между преподавателем и детьми, присутствуют несправедливые оценки деятельности детей.
Внешние показатели таких педагогов чаще хорошие (тишина на уроке), но психологическая атмосфера – неблагополучная.
Авторитарный стиль прививает культ силы, порождает заниженную самооценку детей, подавляет творческую активность, способствует  развитию неадекватного уровня притязаний в общении с окружающими.
Результат такого стиля учительского поведения: конфликты, обиды, «бунт» учеников, отсутствие искренности во взаимоотношениях между педагогом и детьми.   
Учитель – приятель.  
Его « пьедестал» – популярность. От учеников он требует хорошего к себе отношения. Это снисходительный товарищ, всегда  и все готовый простить ( независимо от возможных последствий).
Такой стиль характеризуется минимальным включением педагога в деятельность, что обьясняется  желанием снять с себя ответственность за ее результаты. Педагог, придерживающийся попустительского стиля, формально выполняет свои обязанности, ведет себя беззаботно, а по сути безразлично по отношению к ученикам и их проблемам. Результат подобного стиля поведения преподавателя – отсутствие у ребенка чувства ответственности. 
Демократический стиль.
При таком стиле общения педагог проявляет интерес к детям и старается привлечь каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие,  взаимоориентация.
Педагоги, придерживающиеся этого стиля «Ощущают себя лидерами – вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации» ( В.Сатир); для них  характерно активно – положительное отношение к учащимся, справедливая оценка их возможностей, успехов и неудач, глубокое понимание каждого ребенка.
Психологический климат в их группах всегда более благополучен. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации.
Результат такого стиля поведения учителя в большинстве случаев – разумно послушные, инициативные дети с чувством собственного достоинства.
 
Все мы лишь люди. Никто не превращается в воспитателя автоматически в тот момент, когда получает диплом. Умение правильно выбирать соответствующий стиль общения, ситуацию, время, чтобы поговорить с учениками тогда, когда они готовы выслушать учителя, приходит после многих ошибок и разочарований. Убеждение, что жизнь идет вперед, что изменения неизбежны и наши дети вместе с нами переходят от одной стадии развития к другой, от одного сосотояния к другому  – тоже приходит с опытом. Учителя, реализующие партнерскую позицию, придерживающиеся демократического стиля общения, принимают изменения как неотъемлемую часть бытия, стараются творчески  использовать их в своей жизни, получая в ответ благодарность и  любовь своих учеников.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Facebook Опубликовать в LiveJournal Tweet This


Оглавление   |  На верх


Страница сгенерирована за 0.355 сек..