Поздравляем участников и победителей IV Республиканского конкурса гитаристов «Sul tasto»!!!

Детская музыкальная школа №1 им. Гельмера Синисало Первая музыкальная школа Карелии

 
Фестиваль
г. Петрозаводск
Детская музыкальная школа №1 им. Синисало
9
декабря
2017

Наш учредитель

Лучший сайт в сфере культуры и искусства – 2014

Статьи

Методические статьи

Проекты

Наши Опросы

Вы довольны качеством услуг школы?
Да
Нет

Результаты Архив

Для оплаты вступительных взносов

Каникулярный график

Информация антитеррористического содержания

Музыка подобна драме. Королева (мелодия) пользуется большею властью, но решение остается всегда за королем.
(Роберт Шуман)

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения и воспитания

Автор: Зайцева М.В.
Источник: ДМШ №1 им. Г Синисало.
Добавлено: 2008-05-29 13:13:19

Физическое и психическое здоровье учащихся и преподавателей.

Одной из базовых целей школы, в том числе и музыкальной, является формирование здоровья ребенка и обучение сохранять свое физическое и психическое здоровье. Различные исследования показывают, что очень большой процент детей имеют плохое физическое здоровье.

На протяжение нескольких лет в УПМ производилось изучение одного из показателей психического здоровья – уровня невротических реакций педагогов. Актуальность этой проблемы объясняется тем, что по данным ВОЗ психическое здоровье в мире с каждым годом ухудшается. На протяжении 20 века количество психических заболеваний увеличилось почти в 7 раз. По данным ВОЗ, от 5-14 лет чаще заболевают мальчики; от 15-19 одинаково; после 25 лет резко возрастает заболеваемость у женщин; максимальное количество заболеваемости приходится на возраст 40-49 лет.

Данные ученых показали, что у педагогов уровень невротических реакций имеет такую же тенденцию. Исследование также показало, что уровень невротических реакций зависит от стажа и преподаваемого предмета. Но есть преподаватели по всем предметам, у которых уровень невротических реакций нормальный, они смогли адаптироваться к условиями школы и сохраняют психическое здоровье в относительной норме.

В ходе исследований были выявлены факторы, провоцирующие невротические реакции педагогов: стиль общения педагога, технологии опросов, технологии изучения и закрепления учебного материала, педагогическая нагрузка, особенности питания и т.д.

При позитивном стиле общения педагог выслушивает учеников, меньше их перебивает, приглашает участвовать в обсуждении, в его речи больше положительных прилагательных (хорошо, отлично, прекрасно и т.д.), лицо выражает радость, удовлетворение. У педагогов с таким стилем общения уровень невротических реакций ниже. У них преобладают позитивные реакции, меньше категорических оценок действий детей, наблюдаются разнообразные виды опросов. Педагоги с низким уровнем невротизма чаще используют разнообразные интересные технологии изучения нового материала, дети у них более активны и свободны. У педагогов с большей нагрузкой больше уровень невротизма. Однако, есть педагоги с большой нагрузкой и низким уровнем невротизма. Эти преподаватели используют технологии, где учащиеся больше участвуют в управлении учебной деятельностью, выполняя функции, например, консультанта, проверяющего при взаимоконтроле и т.д.

При анализе связи невротизма и питания выяснилось, что у тех, кто чаще употребляет кофе, уровень невротизма выше, особенно, если кофе употребляется во второй половине дня.

Анализируя взаимосвязи, можно предположить, что педагоги с низким уровнем невротизма выбирают технологии, снижающие конфликтность в классе, что, в свою очередь, не провоцирует невротизм учителя и даже его снижает.

Анализ психического здоровья педагогов показывает, что для формирования здоровья детей необходимо создать условия педагогам, чтобы они не только знаниями, но и собственным примером показывали ученикам путь к здоровью.

Анализируя психическое здоровье учеников можно отметить ряд интересных фактов. Например, у круглых отличников, а также у тех детей, кто активно посещает различные кружки и секции выше уровень невротизма.

Существуют различные подходы к определению показателей психического здоровья. Есть показатели, которые должны быть сведены к минимуму: чувство тревоги, безотчетного страха; чувство раздражения, гнева, враждебности; состояние депрессии, чувство вины.

Преподавателям необходимо научиться методу самонаблюдения и самооценки.

Дополнительные цели, которые необходимо иметь ввиду:

1.      Интерес к самому себе. Эмоционально здоровый человек заботится о себе и оказывает помощь другим, но в меру свих сил.

2.      Управление самим собой. Эмоционально здоровый человек берет на себя ответственность за свою жизнь.

3.      Признает за другими право ошибаться. Он мирится с тем, что все люди несовершенны, принимает как должное все неизбежные ошибки, которые мы совершаем.

4.      Признание изменчивости бытия. Эмоционально здоровый человек признает то, что мы живем в мире неопределенности, вероятности и случайности. Уверенными в чем-либо мы можем быть редко. Такой человек полагает, что это делает жизнь скорее увлекательной и интересной, нежели ужасной.

5.      Гибкость. Такой человек открыт миру, восприимчив к переменам. Он способен воспользоваться благоприятной возможностью или счастливым случаем, как только они предоставляются.

6.      Научное мышление. Эмоционально здоровый человек отличается объективным, рациональным и научным мышлением. Применяет законы логики, как к себе, так и к окружающим.

7.      Эмоционально здоровый человек всегда чем-нибудь увлечен, предпочитает творческую работу или работу с людьми. Эти увлечения наполняют жизнь смыслом и радостью. Всячески стремится преодолеть рутину жизни, найти дело по душе.

8.      Самопризнание себя как личности. Эмоционально здоровый человек жизнелюбив, не дает оценки самому себе. Он принимает или отвергает те или иные формы своего поведения, но не себя как личность в целом.

 

Эти показатели можно взять за основу психического здоровья педагогов, учащихся, а также родителей. Задача психологического обеспечения в школе – показать пути создания условий для становления психически здоровой личности. Психолого-педагогическое обеспечение состоит в обучении здоровому образу жизни, в рекомендации соответствующих технологий опросов для индивидуального подхода к каждому ребенку.

 

Литература:

1.А.Колеченко «Энциклопедия педагогических технологий», С – Пб: «Каро» 2005.

2.М. Степанова «Уроки здоровья» « Директор школы» № 7 2004.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Facebook Опубликовать в LiveJournal Tweet This


Оглавление   |  На верх


Страница сгенерирована за 0.039 сек..