В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора и Министерства просвещения Российской Федерации сроки весенних каникул в с 18 марта до 06 апреля 2020 года!

Детская музыкальная школа №1 им. Гельмера Синисало Первая музыкальная школа Карелии

 

Приглашаем новых учеников

Наш учредитель

Лучший сайт в сфере культуры и искусства – 2014

Статьи

Методические статьи

Проекты

Наши Опросы

Вы довольны качеством услуг школы?
Да
Нет

Результаты Архив

Для оплаты вступительных взносов

Каникулярный график

Информация антитеррористического содержания

http://guides.gosuslugi.ru/download.html?file=/986/200x200.png&dl=0

ГОСУСЛУГИ

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух,всегда оставаться музыкой.
(Вольфганг Амадей Моцарт)

«Роль речи преподавателя при общении с учащимися ДМШ»

Автор: Е.Н. Быстрова
Добавлено: 2019-11-27 11:58:23

Быстрова Е.Н., преподаватель отделения народных инструментов

Урок, по высказыванию В. Сухомлинского, – это «зеркало общей и педагогической культуры учителя». При обучении на инструменте знания и навыки передаются при помощи речевого общения. Речь - яркий показатель культуры человека. Проявляется это в построении фраз, подборе слов, тоне, жестах, сопровождающих словесные высказывания.

Работа преподавателя, в основном, речевая. Поэтому педагогическая деятельность противопоказана людям с дефектами речи, например, с заиканием. Необходимо иметь и ораторские способности – умение ясно, чётко выражать свои мысли.  Речь педагога должна быть эмоционально окрашенной, иметь оптимальную громкость и темп. Педагог должен всё читать на лице у своего воспитанника, чтобы адекватно реагировать на возникающие, на уроке ситуации.

Как известно, в педагогическом процессе огромную роль играют объяснения преподавателя. Но всегда ли мы задумываемся над правильностью и точностью употребляемых слов и выражений?

Вот лишь некоторые цитаты  из высказываний педагогов на  уроках:

«Ты что играешь? Бравурное соло или Маруся отравилась?»

«Правая рука занималась чёрте чем, наконец-то ей дали поиграть».

«Каким штрихом надо играть в начале обучения? Свободным, пока свободным».

«Я тебе руку туда пихаю, а ты её назад выпихиваешь, ближе к чёрным надо».

«Ты тему не играешь, а долдонишь».

«Дома будешь перед мамой,  пока что я перед тобой».

«Ты только не бойся» - говорит ученику педагог  перед выступлением.  Это плохое выражение.

В работе с детьми следует отдавать предпочтение позитиву, стараться отметить даже самую маленькую деталь.

Продолжим высказывания педагогов на уроках:

 Вопрос ученице: - «У нас в левой руке сколько рядов»?

«Мне нужно здесь острое стаккато».

«Быстро растягивай мех, чтобы было громко».

«Сделай тут двумя руками, здесь левой руки вообще почти нет».

«Почему звук плавает в этих четырёх несчастных нотах»?

А теперь о многословии. Это типичная болезнь многих педагогов - злейший враг на уроке, который как гусеница пожирает драгоценное время. Например: перед тем, как ученик должен исполнить пьесу, педагог даёт наставления: -  «Здесь у нас форте, здесь пиано, здесь не забудь вилочки, здесь пятый палец, потом третий, крещендо, не забудь взять ноту до, вытянуть вперёд левую руку, не забудь о мизинце правой руки. Ну, поехали».

Ещё один из недостатков – прерывание первого проигрывания. Мы должны дать ребёнку возможность показать результат проделанной работы. Наметить в это время план, выделить главное. Нельзя забрасывать ученика массой замечаний по ходу игры или на первых тактах. В объяснении преподавателя недопустимы сухость и формализм.

Теперь поговорим о записи в дневник. Это другая, скрытая форма нашего речевого общения с учеником. Легко ли ученику заниматься по нашим записям? «Выучить твёрже, крепче…». Лучше написать: «Выучи уверенно, без запинок, без ошибок». Или такая запись: «Грязно, играй чище» из урока в урок соответствует призыву: «Больной,  не болей»!

Домашнее задание на уроке ОКФ: «Найди сам пьесу, разбери отдельными руками, соедини двумя с динамическими оттенками и выучи наизусть».

При объяснениях на уроке нужно избегать крайностей. В противоположность многословию некоторые педагоги не находят нужных слов для объяснения.

Пример: девочка сыграла пьесу, педагог многозначительно поднял глаза в потолок»: «Ну, давай ещё разок». Ещё раз ученица сыграла. – «Ладно, дома поучишь, давай следующее произведение».

А теперь поговорим о голосе. Голос – это замечательный инструмент. Оптимальный для восприятия темп речи - примерно три слова в секунду. Тон речи должен быть постоянно меняющимся, с отчётливым произношением всех звуков. Общение с шестилетним ребёнком интонационно должно отличаться от общения с подростком.

В речи педагога должны присутствовать паузы. Иногда паузы говорят лучше любых слов. В речи должна присутствовать программная направленность, она должна быть эмоционально окрашенной. Следует избегать жаргона, и упрёков. Упрёки в адрес ученика – напрасно потраченное время. Ведь ученик не волшебник, он только учится и имеет право на ошибку. 

Что же делать, если вдруг накатывает волна раздражения, возмущения, когда закипаешь от отчаяния? Следует помнить, что нервы есть у всех и их нужно беречь. В таких случаях необходимо найти внутреннюю кнопку отключения. Придумать девиз: «Ты что, забыла,  какая у тебя работа? Сказала сто раз, скажи сто первый».

Секрет успеха в общении - сосуд, который нужно наполнить, факел, который нужно зажечь. Следует чаще общаться с ребёнком, задавать ему вопросы, а, задав вопрос, дать ему 2-3 секунды, чтобы он успел подумать. Развивать его самостоятельность и мышление. А вопросы могут быть разные. «Как ты думаешь, почему здесь надо играть так, а не иначе»? «Как сделать лучше»? «Над чем надо подумать»? и т.д.  Недопустимо  кричать на ученика.  Крик – это признак педагогической слабости.

Иногда в нашу речь заползают «насекомые». Это, так называемые,  слова - паразиты: ну, вот, значит, здесь у нас такой, короче, типа того и т.п. Этот ряд можно продолжить. Следует контролировать свою речь,  стараться совершенствоваться.

В своей работе использовать девиз: «Минимум слов, максимум смысла, зри в корень». Быть щедрыми на похвалу. За время урока похвалить ребёнка хотя бы раз пять.  Даже в тех случаях, когда хвалить, вроде бы, не за что.

Когда же всем этим заниматься? Ответ можно найти в притче: «Идёт человек, видит – дровосек. Тот пилит дерево очень долго, натужено:

- Что так долго пилишь? – спрашивает человек.

- Да пила у меня тупая, - раздражённо отвечает дровосек.

- Так наточи пилу! – говорит человек дровосеку.

- Нет времени, - отвечает дровосек».

Стоит задуматься, почему у нас не хватает времени «наточить свою пилу». Так давайте же будем находить время и делать всё с удовольствием. Это страшно украсит нашу жизнь.

Список литературы:

1.     Васильева А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. - М., 1990.

2.     Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. - М., 1993

3.     Крылова Г.И. Методический семинар «Роль речевого общения в ДМШ». –    Воронеж, 2013

4.     Сорокина Г.Г. «Я и ДРУГИЕ или Ключ к успешному общению». - Пенза, 1997

5.     Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике.- Москва: Педагогика, 1990


Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Facebook Опубликовать в LiveJournal Tweet This


Оглавление   |  На верх


Страница сгенерирована за 0.025 сек..