ВНИМАНИЕ! ПРИЁМНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ ПРОЙДУТ С 24 ПО 31 АВГУСТА!

Детская музыкальная школа №1 им. Гельмера Синисало Первая музыкальная школа Карелии

 

Приглашаем новых учеников

Наш учредитель

Лучший сайт в сфере культуры и искусства – 2014

Статьи

Методические статьи

Проекты

Наши Опросы

Вы довольны качеством услуг школы?
Да
Нет

Результаты Архив

Для оплаты вступительных взносов

Каникулярный график

Информация антитеррористического содержания

ГОСУСЛУГИ

ГОСУСЛУГИ

Музыка - поэзия воздуха.
(Ж.П. Рихтер)

Игра в ансамбле как средство мотивации к учебной деятельности

Автор: И.А. Засолова
Добавлено: 2019-11-27 11:59:56

Засолова И.А., преподаватель отделения народных инструментов

Педагог инструментального класса - основной воспитатель учащихся музыкальной школы. Именно он призван формировать и развивать эстетические и художественные вкусы детей, приобщать их к миру музыки, обучать искусству исполнения на инструменте. Поступление ребенка сразу в две школы вносит в его жизнь кардинальные перемены, происходит переход от игровой деятельности к учебной работе, это требует больших психических и физических усилий. Не все дети могут приспособиться к такому режиму, у многих наступает разочарование и вот здесь педагог должен четко отследить этот момент разочарования, и, заранее сформировать желание учиться в музыкальной школе.

Я имею честь и удовольствие на протяжении 20 лет наряду с уроками специальности вести класс ансамбля. Этот предмет, как я считаю, достаточно осмысленно мотивирует детей к занятиям на своем инструменте. Ансамбль не только важное звено музыкального воспитания, но еще  и развития слуховых, ритмических, психо-эмоциональных навыков. Игра в ансамбле предполагает использование широких возможностей своего инструмента, овладение в классе домры всем семейством  родственных инструментов (пикколо, альт, бас, мандолина). В моем классе я часто практикую параллельное обучение на родственных инструментах. Потом эти дети садятся в оркестр с уже готовыми, сформированными навыками игры.

Ансамбль дает возможность знакомиться с разной по стилю музыкой и  мотивирует детей играть ту, которую им хотелось бы исполнять. Ансамбль это уже коллектив и отсюда развитие коммуникативных качеств, воспитание воли, терпения, настойчивости. Ансамбль это еще общение и сотрудничество детей и педагогов, не только своего класса, но и других специальностей. Дети моего класса на протяжении многих лет дружат и творчески сотрудничают с классом преподавателя фортепианного отделения Насыр Т.Е. Учащиеся наших классов постоянные участники конкурса «Северное сияние», семейных концертов, фестивалей республиканского и международного уровня.

Каждый род деятельности тогда интересен, когда он ведет к успеху. И в ансамбле в наше время это возможно. Возьмем многочисленные и востребованные конкурсы. Не секрет, что есть дети, которые по природе своей не солисты и не могут выступать на концертах и конкурировать со сверстниками на конкурсах. А вот выйти на сцену в ансамбле для них не проблема, вместе не страшно. Ребенок привыкает в коллективе делить и радости побед и моменты неудач. Конкуренция пробуждает честолюбие и стимулирует творческий потенциал для достижения понятной и определенной цели. В случае победы на конкурсе участники ансамбля надеются в дальнейшем на продолжение ансамблевой карьеры, а некоторые, осмелев, даже и сольной.

Есть еще такое понятие как «близкая мотивация», которая свойственна детям - это непосредственная радость от общения друг с другом. Активное освоение  инструмента повышает интерес к ансамблевому музицированию начинает формироваться художественный эталон, которого хотелось бы достичь в процессе репетиций. Каждый ребенок начинает чувствовать себя незаменимым, от которого зависит конечный результат. Здесь в полной мере можно проявить творческую  инициативу, ныне определяемую модным словом «креативность», дать волю своей фантазии и реализовать свои художественные представления. Освоение ансамблевых сочинений развивает детей интенсивнее, чем сольное музицирование. Это касается не только технических и художественных аспектов, в ансамбле легче преодолевается боязнь сцены, воспитывается артистическая раскрепощенность, распределяются роли ведущих и ведомых, вырабатывается стиль взаимоотношений и все это работает на конечный результат. Сильной мотивацией в классе ансамбля нередко оказывается общение с преподавателем, который способен сделать урок- репетицию нескучной. Его задача организовать процесс работы и добиться конечного результата. Занятие, насыщенное последовательным решением исполнительских проблем, дружественная атмосфера сотрудничества может быть основой мотивации учащихся. И, конечно, многое зависит от опыта и таланта педагога. Наглядно показать детям их общий прогресс, рост каждого, поощрять добросовестный труд, отмечать успехи и достижения. Не бойтесь хвалить детей, похвала как живительная влага для цветка…  В контексте этой темы, скажу, что даже скромная похвала для ученика может стать не менее привлекательным элементом мотивации, чем удачное выступление на концерте и конкурсе.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Facebook Опубликовать в LiveJournal Tweet This


Оглавление   |  На верх


Страница сгенерирована за 0.044 сек..