Продолжается прием обучающихся на платное обучение.

Детская музыкальная школа №1 им. Гельмера Синисало Первая музыкальная школа Карелии

 
Праздник
г. Петрозаводск
Набережная онежского озера
22
июня
2017

Наш учредитель

Лучший сайт в сфере культуры и искусства – 2014

Главная

Проекты

Наши Опросы

Вы довольны качеством услуг школы?
Да
Нет

Результаты Архив

Для оплаты вступительных взносов

Каникулярный график

Информация антитеррористического содержания

Музыка заставляет меня забыть себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение...
(Лев Николаевич Толстой)


Гельмер-Райнер Синисало

Автор: Наталья Гальцина
Добавлено: 2010-11-17 17:32:28

Гельмер-Райнер Синисало

(1920-1989)

     14 июня исполняется 90 лет со дня рождения Гельмера-Райнера Нестеровича Синисало, выдающегося композитора, одного из основоположников профессиональной карельской музыки. Богатое творческое наследие композитора включает произведения различных жанров, здесь и симфонии, кантаты, камерно-инструментальные, хоровые и камерно-вокальные. Но главным жанром, где интонации, присущие только музыке Синисало звучат наиболее ярко и зримо, стал балет.  В его балетных партитурах есть все, и мелодика, и яркие образы персонажей, колоритные жанровые и фантастические сцены.

     В области хореографии композитор пробует свои силы еще во время войны, когда его, артиста симфонического оркестра, перевели в Республиканский театр музыкальной комедии, эвакуированный в Беломорск. Обстановка работы театра в условиях действующей армии, естественно, была очень тяжелой. Но, несмотря на трудности военного времени, Синисало, наряду с игрой в оркестре, продолжал сочинять и заниматься самообразованием. По инициативе двух танцовщиц из балета театра, им была написана хореографическая поэма «Победа», которую поставили сами артистки - М. Чуланова и З. Раснер и танцевали в концертах для фронта. Конечно, патриотическое произведение имело огромный успех, оно нашло живой отклик у зрителей, которыми были, в основном, солдаты, и уже тогда, у композитора зародилась мечта о создании большого балета.  Но, это желание было осуществлено значительно позже.[1]

     После первого опыта хореографического произведения, Гельмер Нестерович задумал  сочинить балет на тему «Калевалы», которую он прочитал еще в юношеском возрасте, и которая произвела на него неизгладимое впечатление. Это была одна из первых книг, прочитанных молодым Гельмером. И с каждым годом он все больше любил ее, особенно когда ему посчастливилось услышать настоящих рунопевцев. Еще во время Великой Отечественной войны он написал одноактный балет «Похищение Кюлликки» (1942), и хотя, по признанию автора балет, как целостное произведение не состоялся, многие музыкальные идеи получили подлинное творческое воплощение в дальнейшем.[2]

     А предложение руководства республики начать работать над полнометражным балетом по мотивам эпоса для будущей Декады карельского искусства и литературы 1959 года, придало композитору сил и вдохновения, и он с головой окунулся в сочинение музыки. Для этого Гельмеру Нестеровичу создали все условия, в дом отдыха под Сортавалой, где он начал работать над музыкой, привезли пианино, и композитор мог плодотворно сочинять, черпая вдохновение в прекрасной карельской земле. Творчество, процесс чрезвычайно интимный, и любому художнику необходимо одиночество и общение с природой.

     С самого начала появления замысла Г. Синисало  начал работать с  И. Смирновым, балетмейстером, которому была поручена важная миссия поставить первый национальный балет. Как «Спящая красавица» сочинена Чайковским по композиционному плану Мариуса Петипа, так и «Сампо» Синисало написал вместе со Смирновым.

     Когда какая-то часть была написана, приезжал Смирнов, и они вместе намечали план дальнейшей работы над балетом. Игорь Валентинович, в своей книге «Танцует Карелия» так писал о музыке балета: «То, что сочинял композитор, было всегда интересно своей интонацией, мелодикой, очень своеобразными гармониями. Он свободно ориентировался в богатстве национального фольклора, тонко чувствовал необходимость драматургической насыщенности материала. Синисало своей музыкой раскрывал балетмейстерское, режиссерское видение спектакля, глубоко вникал в существо хореографических образов».[3]

     Летом 1958 года они несколько недель провели на даче композитора, недалеко от Петрозаводска, на берегу Ангозера. И здесь, тоже часами бродили по берегу, фантазировали и мечтали, каким станет будущий балет. Но не все было так гладко, порой какая-то сцена никак не получалась, они спорили, аргументируя и доказывая друг другу свою правоту. Потом, из споров рождалось то единственное, что и должно было быть. Музыка «Сампо», при всей ее симфоничности, необыкновенно легко ложится на танец, или, быть может, легко танцевать под эту музыку? При первых же звуках она захватывает слушателя целиком, и он уже не может выйти из-под ее власти. Она рождает образы, которые оживают и вне театральных стен, когда исполняется в симфонических концертах.

     Забегая вперед, надо сказать, что после показа балета на Декаде в Москве, в газете «Правда» появилась статья А.Хачатуряна о «Сампо». О музыке Синисало в ней, в частности говорится: «Даже при первом прослушивании понимаешь, как близко и дорого автору все, о чем он говорит в своем произведении. Музыка отмечена неповторимостью национального колорита, высоким уровнем композиторской техники, многие ее страницы по-настоящему волнуют. Можно смело сказать, что музыка Г. Синисало симфонична. В этом отношении композитор плодотворно развивает традиции, свойственные русской балетной классике». [4] Исследователь творчества Г. Синисало музыковед Н. Гродницкая пишет в своей монографии о музыке «Сампо»: «Как каждое талантливое произведение, «Сампо» имеет свои оригинальные черты, которые проявились, прежде всего, в большой роли эпического начала в музыке балета, а также в других особенностях, уходящих своими корнями в национальное искусство»[5]

     Кроме «Сампо» композитором создано еще три балета – «Я помню чудное мгновенье» (1963), «Сильнее любви» (1966) и «Кижская легенда» (1973) осуществленных на сцене Музыкального театра. «Вождь краснокожих» и «Похищение Кюллики», по разным причинам не увидели свет рампы.

    Творчество Гельмера-Райнера Синисало, выдающегося композитора XX, бесспорно, олицетворяет лучшие черты карельского национального музыкального искусства, являясь бесценным вкладом в сокровищницу отечественной музыкальной культуры.

 

[1] См.: Лапчинский Г. Путь композитора. // На рубеже, 1959, № 6.

[2] См.: Гродницкая Н. Гельмер-Райнер Синисало. Л., Советский композитор, 1984. С. 6.

[3] См.: Смирнов И. Танцует Карелия, Петродаводск, Карелия, 1981. С. 67.

[4] См.: Хачатурян А. Образы народного эпоса. // Правда, 1959, 23 августа. С. 4.

[5] См.: Гродницкая Н. Гельмер-Райнер Синисало. Монографический очерк. Л., Советский композитор, 1984. С. 18.

 

Засл. арт. России и Карелии, Лайреат гос. премии России им. М.И. Глинки, кандидат искусствоведения Наталья Гальцина.

Начало  |  На верх

Извините, но при выполнении скрипта сервером произошла ошибка.
Попробуйте обратиться к странице позднее. Вернитесь на главную!!!

Вернуться назад

Страница сгенерирована за 0.033 сек..