Приглашаем на вступительные прослушивания с 5 апреля по 24 мая, каждую среду с 18.00 до 19.30, каждую субботу с 11.00 до 14.00.

Детская музыкальная школа №1 им. Гельмера Синисало Первая музыкальная школа Карелии

 
Концерт
г. Петрозаводск
Детская музыкальная школа №1 им. Синисало
17
мая
2017

Наш учредитель

Лучший сайт в сфере культуры и искусства – 2014

Проекты

Наши Опросы

Вы довольны качеством услуг школы?
Да
Нет

Результаты Архив

Для оплаты вступительных взносов

Каникулярный график

Информация антитеррористического содержания

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течении нескольких минут постичь ее величие.
(Томас Карлейль)

Родительская академия

Методические советы

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования. Потребность рассмотреть проблему музыкального воспитания в семье возникла в результате процессов демократизации и гуманизации современного общества, которые имеют глубинные связи с содержанием воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время актуализируется важнейший социальный институт общества — семья. Однако воспитательная сфера семьи, ее социальный статус долгое время находились в зоне влияния государственной системы школьного воспитания. Это привело к возникновению подчиненной позиции родителей в воспитании ребенка, развитию их потребительской психологии.

Семейное воспитание сегодня - это создание родителями условий для свободного развития и сохранения духовного мира ребенка как основы его личностного формирования, культуры приобщения к духовным ценностям общества. Определяющую роль в гуманизации семейного воспитания играет искусство и, в частности, музыкальное. Значимость музыки для ребенка определяется тем, что музыкальная деятельность становится одним из ранних способов познания окружающего мира. Поэтому музыкальное воспитание оказывает существенное позитивное воздействие на нравственно-эстетическое развитие личности ребенка, его сознание, чувства и поведение. Это объясняется тем, что влияние музыки на нравственность молодого человека обусловлено взаимосвязью искусства и морали как форм общественного сознания и духовно-практической деятельности личности.

Однако музыка постепенно уходит из семьи как фактор воспитания, что связано с несогласованностью семейного и школьного музыкального воспитания, пассивной позицией определенной части родителей и низким уровнем их педагогической культуры, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовном становлении личности ребенка. Этому также в немалой степени способствовало интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой музыка преподносится чаще в форме фонового, рекламного, развлекательного направления. В результате, на задний план оттесняется самодвижение человека к истинной художественности и ценности.

Поскольку использование музыки в семье зачастую носит стихийный характер и родителями не осознается в педагогическом контексте, то возникли противоречия, разрешимость которых возможна путем построения определенной воспитательной системы. Можно выделить основные противоречия между:

 - демократическими процессами в обществе, создавшими условия для проявления творческой инициативы семьи в воспитании детей и внутренней неготовностью к этому родителей;

-существующими богатейшими традициями музыкального воспитания в русских семьях и отсутствием их продолжения и развития в большинстве современных семей;

- встречающимся ярким опытом осуществления музыкального воспитания в семье и отсутствием теоретической разработанности основных вопросов и др.

Разрешение данных противоречий возможно на принципиально новых методологических позициях современной социальной педагогики

Музыкальное воспитание в семье целесообразно рассматривать в качестве целенаправленного процесса создания и реализации оптимальных условий для гуманной адаптации индивида в музыкальной среде, музыкального самодвижения личности.

Развитие теории и практики музыкального воспитания в дореволюционной русской семье представляло собой процесс, сочетавший в себе многоаспектность направлений:

- историко-фольклорное, составной частью которого были музыкальные традиции календаря духовной и практической жизни народа (А.И. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, Н.И. Костомаров и др.).

- общественной и профессионально-педагогической мысли, представители которой считали семью естественной средой воспитания, а музыку и искусство рассматривали в качестве средства личностного развития ребенка (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский).

- практической педагогики, цель которой состояла в разумной организации внешней, в том числе музыкальной среды, стимулирующей развитие ребенка (Е.Н. Водовозова, Е.И. Конради, А.И. Пузыревский).

- педагогизацию музыкальной среды, внесение педагогического ингредиента в микросреду детей путем формирования их музыкальных интересов, потребностей (С.Т. и В.Н. Шацкие).

С 1917 года музыкальное воспитание детей в семье претерпевает значительные изменения. Школа, как носитель и проводник новых воспитательных идеалов, стала оказывать решительное влияние и на семейное воспитание. Однако, в первые годы существования советской педагогики учеными и руководителями образования отстаивалась идея о незаменимости семейного воспитания (Н.К. Крупская, Л.В. Луначарский, С.Т. Шацкий). Советская педагогическая наука в ряде своих направлений продолжает традиции русской дореволюционной педагогики взаимодействия природно-биологического и культурно-средового факторов развития ребенка: деятельность С.Т. и В.Н. Шацких, направленная на изучение и формирование музыкально-эстетических интересов ребенка в среде его жизни; работы Н.А. Ветлугиной о художественном развитии дошкольников; историко-педагогические исследования О.А. Апраксиной о целях музыкального воспитания в русской и советской школах; труды Б.Т. Лихачева о формировании личности школьника под воздействием окружающей природы, искусства и труда; книги В.А. Сухомлинского о роли искусства, окружающей природы, родителей в формировании личности растущего человека; музыкально-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского, связавшего формирование музыкальной культуры школьника с окружающей жизнью и др.

Педагогическая теория, выделяющая образование в качестве регулятора взаимосвязи окружающей среды и личности, опирается на фундаментальные философско-социологические и психологические положения В.Г. Афанасьева, Л.П. Буевой, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского и др.

Тенденция изменения школьного музыкального воспитания связана с развитием таких социальных направлений как музыкальный фольклор (Н.М. Владыкина-Бачинская, И.И. Земцовских, Л.В. Кулаковский и др.); народно-инструментальное исполнительство (В.В. Андреев, К.В. Квитка, А.С. Широков); инструментальное музицирование ребенка (С. Бонди, Н.А. Ветлугина и др.); внеклассная музыкальная работа (Н.В. Карташев, Л.П.Аладова и др.); организация клубной деятельности в школе (М.П. Ахмедова, А.Е. Капто и др.); социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье (Н.В. Карташев).

В исследованиях последних лет начинают использоваться возможности окружающей среды в музыкальном воспитании ребенка. Это говорит о более высоком уровне изучения данной проблемы, взаимодействия различных институтов воспитания. Данное обстоятельство свидетельствует об актуальности выбранного направления исследования и необходимости его методологической, теоретической, и методической разработки.

Ориентир на младший школьный возраст ребенка объясняется тем, что в этот период происходит углубление и систематизация представлений о музыкальном искусстве, музыкальном звуке и его практическом воплощении в образах окружающей жизни. Направляя восприятие ребенка на доступные проявления красоты и доброты в музыкальных образах, воспитывающий формирует интерес воспитанника к музыке, музыкальному образу, окружающей жизни в целом. Развитие личности ребенка приобретает социальную направленность и значимость, а его эстетические и нравственные чувства близки между собой и часто совпадают. В эти годы у индивида может происходить активное формирование музыкальных потребностей.

Вышеперечисленное является основанием для выбора темы исследования. «Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей».

Объект исследования представляет собой музыкальная среда ребенка.

Предмет исследования процесс музыкального воспитания ребенка в семье.

Цель исследования состоит в раскрытии содержания и способов музыкального воспитания ребенка в семье.

Задачи исследования:

1. Провести ретроспективный анализ исследуемой проблемы и показать преемственную связь становления и развития современного музыкального воспитания в семье с педагогическими идеями прошлого.

2 . Выявить тенденции развития музыкального воспитания в семье

3 . Разработать модель музыкального воспитания детей в семье

Гипотеза исследования содержит в себе следующее предположение. Процесс музыкального воспитания в семье станет эффективным, если:

- он будет сфокусирован на ребенке и протекать во взаимодействии природно-биологического и культурно-средового факторов;

- организуемая музыкальная деятельность будет носить творческий характер, оказывать нравственно-эстетическое влияние, будет направлена на удовлетворение музыкальных потребностей ребенка;

- показатели музыкальных потребностей ребенка будут состоять из таких компонентов, как музыкальный интерес, отношение к музыке и музыкальной деятельности.

Методологическую основу исследования составили основополагающие научные идеи о человеке и его воспитании, о природе и сущности человеческой деятельности, ее целесообразном и творческом характере; роли традиций в народной педагогике; культурологическом подходе, в рамках которого музыкальное воспитание выступает как процесс, создающий музыкальную среду и педагогизирующий жизнедеятельность ребенка в условиях семьи. Теоретическая база исследования представляла собой положения культурологических концепций А.И. Арнольдова, М.М. Бахтина, B.C. Библера, Д.С. Лихачева и др.; принципы, сформулировавшие концепции идейно-эстетического воспитания (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Е.В. Квятковский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, М.Ф. Овсянников и др.), музыкального воспитания (В.Н. Шацкая, М.А. Румер, Н.А. Ветлугина, О.А. Апраксина, Ю.Б. Алиев, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский и др.), нравственного воспитания (О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, Д.И. Водзинский, Д.М. Гришин, А.В. Зосимовский, И.С. Марьенко, В.И. Петрова, ЮЛ. Сокольников, И.Ф. Харламов и др.); концепции культурно-психологического развития ребенка (П.П. Блонский, Л.С. Выготский), о потребностях и закономерностях их формирования (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, B.C. Ильин, А.Г. Ковалев, Д.А. Кикнадзе, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Ю.В. Шаров и др.), интонационную теорию Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского; теорию деятельности личности С. Л. Рубинштейна и A.Н. Леонтьева; психолого-педагогические идеи о влиянии возраста и социокультурной среды на развитие личности и особенности организации творческой деятельности индивида (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Г.Ф. Суворова, Г.И. Щукина и др.); теоретические положения о социальной детерминации развития личности (В.Г. Бочарова. Б.З. Вульфов, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин, Г.Н. Филонов, Т.Ф. Яркина и др.).

Методы, база и этапы исследования. Направленность исследования предопределила совокупность методов исследования, сочетавших изучение и анализ теории и практики музыкального воспитания детей; осмысление опыта семейного воспитания прошлых и настоящих поколений; ретроспективный анализ традиции, состояния истории практики музыкального воспитания в семье и их сопоставление с современной практикой и традициями семейного воспитания; анализ творческой музыкальной деятельности детей; обработка полученных результатов; литературное оформление диссертации.

Исследование проводилось на протяжении 1997-2001 годов и включало следующие этапы:

На первом из них (1997-1998 гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая литература, труды по музыкальному воспитанию детей, определялись теоретические, историко-педагогические основы разрешения проблемы исследования. Кроме этого, анализировалось состояние семейного музыкального воспитания в разные периоды отечественной истории, что позволило сформулировать рабочую гипотезу исследования. Проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (1999-2000 гг.) изучалось практическое состояние музыкального воспитания в семьях учащихся музыкальных школ Калуги и Калужской области, разрабатывались критерии и показатели музыкального воспитания детей в семье, анализировались учебные планы подготовки будущих преподавателей детских музыкальных школ, школ искусств (Калужское музыкальное училище им. С.И. Танеева), будущих руководителей творческих самодеятельных коллективов (Калужский колледж культуры, Московский государственный университет культуры и искусств); апробировались на практике разнообразные формы семейных музыкальных занятий с детьми, уточнялись и углублялись содержание и формы семейных музыкальных занятий с детьми и их родителями. Проводился формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2001 г.) осуществлялся анализ полученных результатов; уточнялись теоретические позиции автора; формулировались выводы по итогам исследования, литературно оформлялась диссертация, составлялись методические рекомендации по руководству и проведению семейных музыкальных занятий с детьми.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в осуществлении культурологического подхода к музыкально-средовому развитию личности, как методологического принципа развития, на основе которого создана концепция музыкального воспитания ребенка в семье. Разработана модель организации и проведения семейных занятий в качестве фактора музыкального воспитания ребенка.

В диссертации изучаются традиции музыкального воспитания в среде русского народа и определены пути их развития в современных условиях; обосновывается содержание семейной музыкально-педагогической среды, которая реализует воспитательные возможности музыки; выделяются педагогические функции родителей, необходимые для повышения их субъектного  участия в семейных музыкальных занятиях; разработаны механизмы взаимодействия родителей и детей в музыкально-развивающем пространстве.

Практическая значимость исследования заключается в коррекции содержания методики музыкального, социального воспитания детей, повышении статуса семейного воспитания. Реализация гуманистического направления в процессе музыкального воспитания связана  с факторами, способными принципиально изменить  взаимоотношения семьи и музыкального социума, сделать их субъективными; педагогизировать музыкальную среду. Сонаправленность движущих сил воспитательного процесса способна оказать реальную поддержку родителям в организации музыкального воспитания детей в семье, помочь им активизировать процесс развития интересов ребенка.

Разработка семейных музыкальных занятий может быть реализована педагогами различных типов образовательных учреждений. Практический интерес может представлять как методика для психически здоровых детей, так и имеющих задержку психического развития.

Достоверность и обоснованность положений и выводов обеспечиваются теоретико-методологической базой исследования, проведением опытно-экспериментальной работы, последовательной апробацией положений диссертации в реальных условиях педагогической деятельности, репрезентативностью выборки, использованием социально-педагогических, историко-педагогических методов анализа, временной протяженностью исследования, позволяющей корректировать и проверить получаемые результаты.

Апробация основных положений и внедрение результатов исследования.

Апробация основных положений и результатов исследования осуществлялась в выступлениях автора на заседаниях кафедры социальных технологий и истории социальной работы КГПУ им. К.Э. Циолковского, кафедры музыкального образования и искусства Калужского филиала Московского государственного университета культуры и искусств, на научно-практических конференциях «Проблемы и перспективы развития социального образования и благотворительности в России» (Калуга, 2001 г.), «Музыкальное краеведение» (Калуга, 2000-2001 гг.), на семинарах для работников культуры Калужской области (1997-2001 гг.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкальное воспитание в семье представляет собой один из видов социальной групповой деятельности людей, объединенных узами родства, создающих музыкальную среду своего общения, построенную на комбинированном сочетании факторов социализации, способных создать условия для свободного развития и сохранения духовного мира как основы личностного формирования ребенка, культуры его приобщения к музыкальным ценностям общества.

Процесс семейного воспитания обусловлен необходимостью педагогизации музыкальной среды, выступающей в качестве результата интеграции воспитательных взаимодействий, непосредственно влияющих на развитие индивида и создающих механизмы своего опосредованного влияния на него, реализующих принцип дополнительности, как возможности выхода за пределы ведомственного подхода к музыкальному воспитанию; актуализирующих дидактическую систему музыкальной среды, создающей условия для самовыражения личности; обеспечивающих управление ходом социализации, способного создать оптимальную среду музыкального развития ребенка.

2. Генезис проблемы музыкального воспитания ребенка в семье свидетельствует о том, что традиции русской семьи в данном виде воспитания появлялись и развивались, их роль в системе социального воспитания возрастала, содержание, формы и методы их организации обогащались, становились социально ценными по мере социально-культурного развития общества, что позволяет сделать вывод о детерминированности организации музыкального воспитания процессом современного социально-культурного развития общества.

В современных социокультурных условиях России изменился статус семьи, ставшей важнейшим институтом воспитания, музыкальной социализации ребенка, что придало семейному воспитанию теоретическую значимость и практическую актуальность, привело к необходимости переосмыслить роль родителей в выполнении воспитательной функции, повысить уровень психолого-педагогической компетентности и музыкальной образованности, активизировать их гражданскую позицию, установить связь домашних занятий музыкой с национальными культурологическими традициями, гуманизировать стиль общения детей и взрослых, сблизить их музыкальные интересы.

3. Педагогическая организация процесса музыкального воспитания детей не должна входить в противоречие с законами природного развития, а обогащать и коррелировать его, поскольку детство является не только фазой становления, но и полноценным, активным периодом социализации; вовлечением'детей в музыкальную среду и музыкальную деятельность; временем насыщения интонационно-слухового и жизненно-художественного опыта ребенка, когда его музыкальные потребности проходят несколько этапов своего развития (от эмоционально-неосознанной привлекательности музыки к желанию заниматься музыкальной деятельностью до осознания музыкальных потребностей); освоением способов самовыражения в музыкальной деятельности, выполняющих функцию диагностики музыкального развития, позволяющих активизировать позитивные качества возраста (открытость общения, восприимчивость музыкальных образов, музыкальную познавательность и др.); приостанавливать, замедлять негативные качества (эмоциональную замкнутость, неразвитость отдельных музыкальных способностей и др.); влиять на развитие интеллекта и т.д.

Педагогически организованное формирование музыкальных потребностей ребенка должна обеспечить ориентировка на комплексную форму построения занятий, при которой осуществляется гармонически сбалансированное чередование или сочетание различных видов музыкальной деятельности, конструкция которых основывается на равновесии между видами музыкальной деятельности при отсутствии преобладающего звена, что позволяет объективно равномерно развивать музыкальные потребности ребенка; вариантности, побуждающей человека искать как можно больше вариантов исполнения произведения и позволяющей извлечь максимум музыкальных впечатлений, вариантов восприятия; художественности, когда на каждом занятии акцентируется внимание ребенка на кpacoтe музыкальных образов, окружающей нас жизни, что позволяет научить индивида эмоционально сосредоточиваться, наслаждаясь красотой.

4. Предложенная модель музыкального воспитания детей понимается не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в музыкальной сфере, проживание детьми своей индивидуальной жизни среди людей в своем времени, что предопределяет наличие и развитие у руководителей определенных личностных свойств и профессиональных качеств: наличия музыкального интереса и его направленность; достаточной степени дифференцированного проявления эмоциональной отзывчивости во время музыкальной деятельности и после нее; субъектного участия в совместной музыкальной деятельности с ребенком; стремления к более полному изучению музыкального материала, способствующего успешной музыкальной деятельности; качества знаний, умений, навыков и способности их применять в музыкальной практике; необходимого уровня развития музыкального слуха; позитивного отношения к различным по характеру и жанровым направлениям музыкальных произведений и видам музыкальной деятельности; позитивной мотивации домашнего музыкального воспитания детей; диагностирования музыкального развития ребенка. Повышению музыкально-педагогической культуры родителей способствует социальная направленность системы подготовки и переподготовки музыкально-педагогических кадров.

Структура и объем исследования определяются логикой исследования, его задачами и включают введение, две главы, библиографический список.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется его проблема, объект, предмет, формулируются цель, задачи, гипотеза, указывается база исследования и его методы, излагаются положения, выносимые на защиту, отмечается научная новизна, научная и практическая значимость работы.

В первой главе «Музыкальное воспитание в семье как социально-педагогическая проблема» рассматриваются социальные основы музыкальных традиций русского народа (1.1.), показана музыка как фактор социализации в семье до 1917 года (1.2.), дается: характеристика музыкальному воспитанию ребенка в советское время (1.3.).

Во второй главе «Взаимосвязь нравственного и музыкального семейного воспитания младших школьников как педагогическая проблема» дается: характеристика взаимосвязи нравственного и музыкального воспитания детей (2.1.), раскрывается педагогический потенциал музыки в условиях семейного воспитания (2.2.).

В заключении сформулированы основные выводы проведенного исследования, определяются направления дальнейшего изучения, проблемы.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

Современное общество, стремящееся к гуманизации воспитания, актуализирует задачу создания и реализации социальных условий для развития подрастающих поколений, одним из которых является музыкальное воспитание как естественный процесс музыкальной социализации ребенка в семье.

Методологической и теоретической основой педагогической концепции музыкального воспитания в семье стали разработанные философами, социологами, культурологами, музыковедами, психологами, педагогами положения о социальном ценности человека и социально-средовой детерминированности его развития в процессе музыкальной социализации. На основании этого правомерно рассматривать педагогические возможности музыкальной среды в качестве социально-педагогического результата интеграции воспитательных взаимодействий. Поскольку в окружающей среде действуют различные институты музыкальной социализации человека, целесообразно их объединить в воспитательную систему. При этом она гетерогенна, неравновесна, открыта. Данная характеристика воспитательной системы позволяет применять принцип дополнительности для выхода за пределы ведомственного подхода к музыкальному воспитанию ребенка в семье.

Педагогические возможности музыкальной среды семьи проявляются в понимании, готовности и умении родителей осуществлять данный вид воспитания с учетом особенностей развития, возможностей, интересов ребенка; изучения его мотивационной сферы, поскольку наличие или отсутствие в сознании детей «этических инстанций» свидетельствует о направляющей установки на восприятие музыкального образа; выбора формы организации занятий и содержания музыкального материала.

Изучение проблемы исследования позволило актуализировать ее социально-исторический аспект.

Одной из устойчивых традиций русского народа было использование музыки в русской семье, которое представляло собой явление весьма развитое и свидетельствовало о высоком уровне культуры народа. Среди народных масс бытовое музицирование осуществлялось, в основном, в вокальной и инструментальной форме. Народ, не знавший музыкальной грамоты, тем не менее сохранял традиции семейного музицирования по слуху и обучения игре на музыкальных народных инструментах на основе подражательности. Устным путем развивались народно-певческие традиции.

Наиболее существенным для нашего исследования было то, что широкое использование песенного искусства с отработанным механизмом его передачи из поколения в поколение, совместное - родителей и детей - игровое ансамблевое музицирование доминировали в домашнем музыкальном воспитании детей. Применялись также «внемузыкальные» приемы формирования музыкальных интересов детей.

Имущие слои населения первоначально пренебрежительно относились и к русским народным инструментам, и к домашнему музицированию, считая это делом простых людей. Но постепенно в обществе стали преобладать демократичные взгляды на домашнее музицирование, на музыкальное воспитание детей. Просветительские идеи Н.И. Новикова. Д.П. Радищева, В.Ф. Одоевского и др. и их претворение в жизнь для передовых людей России стали задачей первостепенной важности. Немаловажным обстоятельством развития бытовых музыкальных традиций было то, что в семьях имущих слоев населения значительную роль в воспитании детей выполняли домашние музыкальные педагоги. В семьях же простых людей воспитательные функции выполняли сами родители и другие взрослые члены семьи, общины, используя при этом богатый арсенал народной педагогики.

В 1917 году произошли значительные изменения в политической, социальной, культурной жизни России, оказавшие решающее воздействие на формирование повой музыкальной среды. В педагогической теории с 1917 года широко обсуждалась идея замены семейного воспитания общественным, что было связано с влиянием и распространением в то время мнения об отмирании семьи при новом общественном строе (И.Ф. Арманд, А.И. Коллонтай, Ю. Ларин, С.Л. Собсович). Несмотря на это, прогрессивные ученые-педагоги и деятели образования (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др.) проводили в жизнь идеи о незаменимости семейного воспитания, о необходимости сотрудничества школы и семьи. И все же следует признать, что в советский период воспитание ребенка в семье стало приобретать стихийный характер, отдаляясь от традиционного семейного воспитания.

Можно сказать, что организация родителями семейного воспитания была неоптимальной. Поэтому дальнейшее изучение проблемы исследования было связано с определением теоретических подходов к организации педагогического процесса в семье. В процессе музыкального воспитания в семье актуализируется целостность педагогического процесса, которая для педагогической науки раскрыта Ю.К. Бабанским, Л.Ю. Гординым, В.В. Краевским, Б.Т. Лихачевым и др.

Семья в современных условиях содержит в себе как черты локальности, закрытости своего существования, так и всеобщности, открытости, являясь частью социума. Социальная среда, различные сферы микросреды личности в разные возрастные периоды оказывают на человека влияние. Воспитательные институты проводят в жизнь заказ общества - формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом социальных условий (В.Г. Бочарова).

Семья является важнейшим институтом музыкальной социализации человека, что привело к переосмыслению роли родителей в выполнении своих воспитательных функций. В педагогике и психологии накоплен большой исследовательский материал об интересах и потребностях детей, о психологической структуре деятельности, специфике психолого-педагогических механизмов формирования личности и др. Теория и методика художественно-эстетического воспитания детей основываются на данных исследований Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др., утверждавших, что если музыкальный слух, творческое воображение не будут сформированы в ранние годы, то восполнить этот пробел в более поздние годы будет трудно, а в ряде случаев невозможно.

Отбор музыкальных произведений для семейного воспитания был обусловлен нравственной целью занятий с ребенком. Для восприятия нравственного содержания окружающего мира мы считали целесообразным подбирать программные музыкальные произведения, доступные возрасту, интересам детей. Критериями и показателями музыкальных интересов, потребностей ребенка стали: нравственная направленность их музыкальной деятельности; активность музыкальной деятельности; интерес к семейным музыкальным занятиям. При этом мы учитывали у детей наличие любимого музыкального произведения и стремление его исполнять; личное участие в музыкальных концертах; посещение музыкальных спектаклей, концертов, слушание музыки по радио, телевидению; самостоятельные занятия музыкой в домашних условиях; участие в домашнем музицировании, подборе на музыкальном инструменте любимых мелодий.

На таблице №1 мы показали схему социально-педагогической помощи при организации домашних музыкальных занятий ребенка.

 

Таблица № 1

 

Схема социально-педагогической помощи при организации домашних музыкальных занятий ребенка.

 

 

Родители: Психолого-педагогические знания; умения организовать работу у ребенка дома; умение пользоваться диагностирующим материалом; желание создать обучающее, развивающее, воспитывающее пространство в семье и др.

Музыкальный педагог: социально-педагогические знания  об окружающем ребенка социуме; социально-педагогические функции; партнерские отношения с родителями и ребенком; консультирование по вопросам музыкальной среды, социального воспитания, использование методов стимулирования музыкальной деятельности ребенка и др.

Музыкальная школа: организация «Музыкальной школы для родителей», в рамках которой осуществляется психолого-педагогическое, музыкальное просвещение родителей. Организация  семинара для преподавателей, целью которого была социально-педагогическая помощь музыкальному педагогу и расширение зоны его профессиональной деятельности, вовлечение семьи, родителей, музыкальной среды  в целом и др.

Секторы музыкальной социализации ребенка: политика государства в области воспитания , музыкального образования человека; средства массовой коммуникации (Музыкальные радио- телепередачи), музыкальная среда региона, города; традиции семейного музыкального воспитания; музыкальное просвещение; система музыкального образования; система учреждений дополнительного образования  и др.

Домашние музыкальные занятия ребенка.


 

 

В эксперименте участвовало 244 учащихся младших классов с родителями, 22 преподавателя Калужской детской музыкальной школы №2, Сухиничской, Малоярославецкой, Обнинской музыкальной школы №1 Калужской области. В рамках исследования при Калужской музыкальной школе №2 работала «Музыкальная школа для родителей», Калужским областным учебно-методическим кабинетом по образованию были организованы семинары для преподавателей музыкальных школ, участвующих в эксперименте.

Для родителей в рамках эксперимента была организована знаниевая поддержка: они получали психолого-педагогические знания, знания по физиологии ребенка, психологии общения, мeтодам обучения и воспитания детей. Важным стало приобщение родителей к практическим занятиям по организации семейных музыкальных занятий. Родителей вооружали диагностическими показателями музыкального становления их детей, что, несомненно, придавало взрослым членам семьи педагогическую перспективу их деятельности.

Для преподавателей музыкальных школ был организован цикл семинаров, посвященных участию педагогов-музыкантов в организации, консультировании родителей и детей при проведении домашних занятий. Это привело к изменению модели деятельности преподавателя школы, которая вышла за рамки знаниевой педагогики и приобрела социально-педагогическую направленность. В ее основу было положено педагогическое партнерство учителя музыки - родителей - ребенка. Музыкальная школа как институт социализации детей в своей педагогической деятельности приобрела социально-педагогическую открытость, умение и желание сотрудничать с семьей.

Латышев Олег Львович


Страница сгенерирована за 0.055 сек..