Методические статьи

Некоторые вопросы методики и организации занятий по чтению с листа

Детская музыкальная школа №1 имени Гельмера Синисало: http://sinisalo-ptz.ru
Автор: Л.Р. Мурадян
Добавлено: 2019-11-27 12:01:56
[Версия для печати]

Мурадян Л.В., преподаватель фортепианного отделения

В последние годы вопрос о музицировании  стоит в центре внимания фортепианной педагогики. Но, хотя всеми признано, что ученику необходимо прививать навыки  чтения  с листа, транспонирование, подбора по слуху, эти три раздела подготовки будущего пианиста по прежнему заметно отстают от его технического развития.

Как правило, мы обучаем умению играть музыкально, с  пониманием стиля, технически свободно, разумеется – наизусть, обучаем умению выступать на эстраде. Но, далеко не всегда, ученик, имеющий немалый опыт усиленных концертных выступлений, может справиться с бесспорно более простыми задачами: осмысленно прочесть ноты (даже музыку, не раз услышанную), без предварительной подготовки сыграть хорошо знакомую мелодию или подобрать аккомпанемент   к ней, свободно играть  в ансамбле, ощущая исполнительские намерения партнера, одним словом – музицировать.

Как часто молодой пианист, не  в состоянии сыграть что-либо  в  кругу друзей, только лишь потому,  что свою программу либо «еще не выучил, либо уже забыл». Как неловко чувствует он себя, отказывая товарищам, желающим спеть под его аккомпанемент простую песенку или потанцевать под его пусть несовершенную, но ритмически четкую без остановок и исправлений игру!

Причин тому много. Одна из них заключается  в том, что работа школы, отдела, педагога  оценивается не по тому, сколько воспитали они влюбленных  в свое искусство грамотных музыкантов,  а по тому, сколько их учеников удачно сыграли в концертах, сколько поступили  в музыкальное училище,  а затем в  консерваторию. Конечно, второе легче проверить, легче отразить в  цифрах. Но легкий путь не всегда наилучший. Не следует забывать, что «школа обязана выявить и развить творческие задатки детей, привить им комплекс важнейших практических навыков: игра по слуху, чтение нот с листа , умение аккомпанировать».

Все же лишь очень немногие педагоги приводят  в жизнь регулярные, ставшие системой занятия музицированием.

Чаще всего ссылаются на отсутствие времени для такого рода занятий, на перегруженность академического часа множеством видов работ. При этом не замечают, что добавление  к этим работам целенаправленных занятий практическим муцизированием – не трата,  а экономия времени. Нельзя не согласиться, что время, отпущенное  для подобного рода занятий, крайне ограничено, но это означает лишь, что использовать его надо умело, с  учетом буквально каждой минуты урока.

Как нам лучше использовать это время ?

Проще всего предложить ученику сесть за инструмент  и сыграть без подготовки ряд пьес, выбранных педагогом из какого-нибудь «дежурного» сборника. Но, вряд ли будет польза от таких занятий – раз в неделю, при перерыве  в 6 дней. Да и сам урок неизбежно выливается в океан фальшивых нот.

Другой путь - объемные задания на дом: «просмотреть» какие-либо пьесы с последующей их игрой на уроке. Все же и этот путь чреват одной существенной опасностью: чтение с листа может быть заменено разбором и разучиванием большого числа произведений. Не говоря уже о том, что разбор и разучивание принципиально отличаются от чтения нот с листа.

Что же можно предложить для лучшей организации уроков по чтению нот листа на практики?

Возьмем к примеру, занятия в 3-м классе, ученик приобретает навык разбора произведений и если он умеет анализировать движение мелодий (вверх, вниз, скачками  через ноту) ее построение, повторение мелодической линии (особенно в парадных мелодиях), умение смотреть  в ноты вперед не глядя на клавиатуру, ориентируется в  тональностях, то эти знания помогут ему при чтение с листа.

И согласитесь, как приятно видеть наших выпускников выбравших себе профессию не связанную  с музыкой, но играющих на конкурсах, фестивалях которые проводятся ежегодно в нашей школе: «Учитель – ученик-музыка», «Человек музицирующий», не говоря  уже о сольных концертах и тематических вечерах.  Они продолжают играть сами и помогают в будущем учиться своим детям, побуждая их интерес к музыке. А когда музицируют целые семьи, да еще и люди разного поколения, то нет предела восхищения.

Главное условие успеха  в работе - ее систематичность, ежедневность. Задания даются  с таким расчетом, чтобы ученик тратил на них 10-15 минут ежедневно  в течении недели.

Вот  в чем заключаются эти  задания:

1.Чтение с листа.

Ученик в течение двух – трех минут ежедневно играет с листа одну или две незнакомые ему легкие пьесы из репертуара 1-2х классов. Выбор пьес, как правило, предоставлен ученику, это приучает еще до игры предвидеть фактуру,  темы, тональность и общий характер музыки. Обычно пьеса исполняется в  первый раз для ознакомления, во второй раз «начисто» и обязательно в  требуемом темпе, даже ценой упрощений. Как исключение, разрешается сыграть пьесу  в третий раз. Если и после этого пьеса не имеет законченного вида, ученик ее оставляет и делает об этом пометку. Основная установка, данная ученику, заключается  в следующем: пьеса, должна быть настолько легкой, чтобы после первого проигрывания стать понятной, а после второго – доставить удовольствие, как хорошая музыка. Если пьеса трудна и не приносит радости даже после третьего проигрывания, следовательно, ее надо оставить и ни в  коем случае не разучивать. Если наоборот, пьеса очень  легка и свободно выходит  с  первого проигрывания, то это также означает, что выбрана  она неудачно, что ее исполнение не приносит радости преодоления трудностей и в итоге ничем новым ученика не обогатит.

2.Транспонирование

Задание заключается в  следующем: из числа пьес, недавно пройденных  по чтению  с листа, выбирается сравнительно несложная и, главное, хорошо знакомая (чтобы при транспонировании  ученик мог слухом контролировать свою работу).

Это может быть и короткий (но осмысленный!) отрывок из четырех или даже двух тактов. В течение двух - трех минут ученик должен сыграть его  в основной тональности и еще  в трех-четырех  тональностях,  в тех которые кажутся ему наиболее легкими. На второй день он повторяет пьесу (отрывок)  в тональности,  вызвавшей накануне затруднения и играет ее еще в трех-четырех тональностях. То же  самое он делает и на третий день, продолжая выбирать тональности от легких  к трудным.

3.Подбор по слуху.

Задание заключается  в том, чтобы ученик самостоятельно подобрал  в разных тональностях знакомую мелодию. Здесь могут быть использованы детские песни, музыка из кинофильмов, радио и телевизионных передач, массовые песни, небольшие фрагменты из произведений, исполненных на концертах или пройденных  в классе хора, по сольфеджио или музыкальной литературе. Необходимо, чтобы музыка, которую предстоит подбирать по слуху, была очень хорошо знакома ученику. В  противном случае каждая ошибка будет закрепляться  многократным повторением  в разных тональностях. Удобно пользоваться пьесами, пройденными по чтению  с листа, если ученик их хорошо запомнил.

В первый день работы ученик подбирает мелодию в наиболее удобной для него тональности и еще в двух – трех тональностях, которые он считает нетрудными. На второй день он повторяет мелодию и подбирает ее еще в  трех-пяти тональностях. На третий день он повторяет мелодию  в тональностях, которые были ему трудны накануне, и продолжает подбор в новых.

К подбору по слуху относиться и подбор аккомпанемента. В этом случае ученику предстоит найти подходящие  к данной мелодии басы, аккорды или всю фактуру. За неделю ученик проходит две песни, желательно разного характера.

И при транспонировании  и при подборе происходит следующее: овладение первыми наиболее легкими тональностями оказывается  более затруднительными, чем дальнейшая работа по овладению трудными, мало привычными тональностями.

Объясняется это просто: поначалу осмысленные комплексы нот  лишь намечаются. С каждым повторением  в новой тональности  они оседают  в памяти, становятся привычными.

Выше речь шла о занятиях чтении с листа в 3 классе. Естественно, что в 1 и 2 классах задачи, поставленные перед учеником намного проще, а в старших классах более сложные. Но, важен только путь убеждения, что работа это необходима для развития будущего музыканта, что вести ее надо систематично, на всем протяжении занятий музыкой.

Детская музыкальная школа №1 имени Гельмера Синисало